Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома
Государственное учреждение образования
Начальная школа №6 г.Вилейки
ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
«ВАШ РЕБЕНОК – МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
Основные задачи Родительского университета:
Занятия Родительского университета проводятся один раз в месяц. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учетом возрастных психологических особенностей учащихся.
Тематика родительских собраний в рамках Родительского университета «Мой ребенок – младший школьник»
Тематика консультаций в рамках Родительского университета «Мой ребенок – младший школьник»
28.09.2024 в ГУО «Начальная школа №6 г. Вилейки» прошло заседание родительского университета «Я и мой ребенок. Как сохранить хорошие отношения». Дом и родители играют решающую роль в воспитании и развитии ребёнка. Счастливое детство, согретое родительской лаской и заботой, теплом домашнего очага, является надежной основой формирования психологически сильной личности, а также профилактикой суидидального поведения детей и подростков. В интерактивной форме педагог-психолог После Татьяна Викторовна и педагог социальный Чурган Ирина Михайловна познакомили родителей с видами суидидального поведения несовершеннолетних, с причинами возникновения такого поведения, а также рассказали о поведенческих, ситуационных признаках суицидального поведения. В конце занятия каждый из родителей получил буклет.
25.05.2024 в ГУО «Начальная школа №6 г. Вилейки» прошло итоговое заседание Родительского университета по теме «Эффективное общение в семье - залог успеха школьника». За круглым столом родители совместно со специалистами СППС обсудили важность общения для развития ребенка. Педагог-психолог познакомила законных представителей со стилями общения и воспитания в семье. Каждый родитель смог определить свой стиль воспитания и сделать для себя выводы.
Законные представители на практике отработали навыки взаимодействия с ребенком. Они смогли прочувствовать важность дистанции и позиции во время общения с ребенком.
Данное заседание прошло интересно и познавательно, дало возможность родителям понять то, что воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и самому себе начинается в детстве, что ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые закладывает его семья и то, что отношения между родителями оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка.
Однажды наступает время, когда ребёнок младшего школьного возраста становится более самостоятельным: сам добирается до школы и обратно, ходит в магазин, гуляет во дворе со сверстниками. В такой период главной целью родителей становится то, как обезопасить ребёнка от насилия на улице. В рамках проекта "Родительский университет" 27 апреля прошла встреча с родителями четвёртых классов по теме "Как научить ребёнка жить в мире людей?". Классный руководитель обратила внимание на алгоритм действия в таких ситуациях и напомнила о том, что доверительные отношения в семье, прежде всего, важны для безопасности ребёнка.
Здоровая семья — это крепость, в которой ребенок чувствует себя защищенным!
23 марта состоялся родительский университет для законных представителей учащихся 3 классов в форме дискуссии «Здоровая семья – здоровый ребенок». Цель: формирование психолого-педагогической культуры законных представителей, обеспечивающих осознание значимости здорового образа жизни.
Во время дискуссии обсуждались факторы риска для здоровья современных детей, законные представители познакомились с основными рекомендациями по сохранению здоровья ребенка и воспитанию правил здорового образа жизни.
Классные руководители Валентина Эдмундовна и Татьяна Григорьевна выступили с мини-лекцией «Здоровая семья – здоровый ребенок.
Законные представители активно принимали участие в обсуждении вопросов, работали в группах.
Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас хочется быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.
2 декабря в нашей школе для родителей 2-х классов состоялось заседание родительского университета на тему «Главные правила здорового образа жизни».
Во время проведения семинара-практикума были созданы условия для приобретения родителями опыта самостоятельной и совместной познавательной, продуктивной, творческой, физической деятельности по данной теме. Применение полученных валеологических знаний может помочь родителям изменить отношение к своему здоровью и здоровью своих детей, к способам его укрепления, что скажется на состоянии их здоровья.
Подвижны, энергичны, любят приключения, физические упражнения, игры, широкий круг друзей. Могут оценивать свои умения и сравнивать их с умениями своих сверстников. Начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Происходит скачок в умственном развитии. Закрепляется мотивация к школе. Вполне в состоянии управлять собой: и внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами. Становятся более критичным по отношению к взрослым. Хорошо осознают свою роль в семье, оценивают отношения между родителями. Такие они – третьеклассники!
28 октября в стенах школы состоялась встреча законных представителе учащихся 3 классов с педагогом-психологом в рамках Родительского университета, посвященного теме «Физиологические и психологические особенности третьеклассников».
Родители узнали о новообразованиях данного возраста, о психологических изменениях, разбирались в вопросах воспитания и обучения. И самый главный вывод, который сделали законные представители, что каждый ребенок особенный, каждый третьеклассник, также как и взрослый, при одинаковых условиях делает все по-разному. Что мы, взрослые должны опираться на основные принципы воспитания исходя из индивидуальных особенностей детей 9-летнего возраста. И самый главный принцип – это воспитание собственным примером.
Полезно и познавательно прошло заседание Родительского университета.
На занятии родители поговорили о качествах и умениях ребенка, которые помогают обучающимся пройти процесс адаптации к школе. Попробовали себя в роли учеников: писали текст левой рукой, действовали сплоченной командой, искали ассоциации к слову «Адаптация», составляли портрет современного первоклассника. Заполняя «Анкету для родителей первоклассников», они смогли сами оценить, как проходит адаптация их детей в школе. А потом каждый взрослый продолжил фразу «Мой ребенок лучше адаптируется к школе, если я …», и высказал, чем он может помочь ребенку-первокласснику быстрее адаптироваться к новым условиям.
Сюрпризным моментом стало «Письмо-обращение первоклассника к родителям» и памятка «Родителям первоклассникам», которые помогут родителям сделать учебу в школе для детей и для них самих интересной и приятной.
В ходе тренинга родители проанализировали свой стиль воспитания, узнали об характерных особенностях проявлений эмоций и чувств в разном возрасте, получили рекомендации по развитию положительных эмоций у детей.
Значение школьной отметки в жизни ребенка
Родительский университет
Практикум «Мой ребёнок – первоклассник»
24 сентября в нашей школе прошло заседание родительского университета. В дружеской атмосфере обсуждались все вопросы мероприятия. Родителям первоклассников была представлена информация о физиологической, психологической и социальной адаптации обучающихся к школе. Были рассмотрены причины и социально-психологической дезадаптации. Родители смогли узнать больше о трудностях, с которыми встречаются дети при поступлении в 1 класс. На память все участники мероприятия получили памятку «Родителям первоклассников» с рекомендациями, которые помогут сделать учебу в школе для детей и для родителей интересной и приятной, и «Письмо-обращение первоклассника родителям» с практическими советами.
26 марта с законными представителями учащихся третьих классов прошла родительская встреча на тему: «Ваши дети – это не ваши дети…», цель которой является расширение информационного поля родителей в области психолого-педагогических знаний.
Общаясь с родителями, педагоги старались привлечь внимание к неповторимой индивидуальности и уникальности их детей, необходимости уважать право ребёнка быть самим собой, быть своего возраста.
Родители прослушали мини-лекцию «Ваши дети – это не ваши дети…», которая сопровождается показом мультимедийной презентации.
Было проведено анкетирование среди родителей, где просили каждого ответить на вопрос: «Каким вы хотите видеть своего ребёнка?», назвав 3-5 желаемых качества.
Завершая встречу, родители подтвердили, что обсуждаемая тема очень важна, так как залог эмоционального здоровья ребёнка - стремление родителей вести себя так, чтобы дети чувствовали: их уважают, ценят, принимают такими, какие они есть, защищают - это и есть лучший способ доказать свою любовь.
«Без глубокого духовного и нравственного чувства
человек не может иметь ни любви, ни чести –
ничего чем человек есть человек.»
В.Белинский
Еще совсем недавно грубость, ненормативная лексика в школе были явлением не просто редким, а экстраординарным. А сегодня, услышав на улице от подростка бранные слова, мало кто отреагирует хотя бы мягким замечанием. Главное на сегодняшний день в воспитании детей – пробуждение человечности.
Для того, чтобы помочь родителям разобраться в нравственном воспитании детей, в школе прошло очередное заседание «Родительского университета» по теме «Как научить своего ребенка жить в мире людей». Занятие было не совсем обычным, оно проходило в форме форума, где каждый мог поделиться своим мнением, своей точкой зрения и своим опытом воспитания детей.
В дружеской и непринужденной обстановке родители решали важные вопросы и поднимали серьезные аспекты воспитания культурного человека. Взрослые определили качества культурного человека с помощью игры «Алфавит», а потом проанализировали, каких же качеств не хватает их детям. Родители узнали причины, по которым несовершеннолетние не выполняют норvы и правила поведения, поговорили об основных составляющих культуры личности: культура внешности, культура общения, культура речи, культура быта. Выполняя задание «Подарим друг другу комплимент», они получили массу приятных впечатлений.
Завершился форум на позитивной ноте – каждый из участников написал доброе пожелание группе. Все родители получили памятки по формированию качеств культурного человека.
Родительский университет «Роль отца и матери в воспитании детей.
Основные права и обязанности родителей»
Ставший традиционным Родительский университет, не был исключением и для законных представителей 2 классов. Тема "Роль отца и матери в воспитании ребенка" была и остается актуальной в настоящее время. Каждому из присутствующих была представлена возможность поделиться собственным опытом воспитания. Выполняя различные задания, родители смогли еще лучше узнать друг друга. Теплая атмосфера встречи позволила мамам и папам высказать собственные точки зрения на конкретные ситуации.
Равнодушных и скучающих не было. О пользе таких заседаний говорили добрые глаза и теплые улыбки
Родительский университет. Практикум "Адаптация первоклассников"
В дружеской атмосфере прошло заседание Родительского университета. Родители первоклассников смогли больше узнать о трудностях, с которыми встречаются их дети, при поступлении в школу. Они активно обсуждали портрет современного первоклассника, говорили об уникальности каждого ребенка. А также смогли разобраться что же такое "адаптация" и как помочь своим детям скорее привыкнуть к школе.
На память все получили "Письмо-обращение первоклассника родителям" и памятку "Родителям первоклассников"
Круглый стол «Ребенок и компьютер»
27.02.2021 педагог-психолог Послед Т.В. провела круглый стол для родителей «Ребенок и компьютер».
В доброжелательной атмосфере родители обсудили все плюсы и минусы ИКТ. Татьяна Викторовна помогла разобраться какие игры существуют для детей, что они дают несовершеннолетним. Вспомнили игры, которые пагубно влияют на детскую психику. Еще раз вспомнили правила работы детей в Интернете. Родители согласились, что им необходимо следить за тем, чем дети занимаются в Интернете, на какие странички заходят, что смотрят, в какие игры играют.
Каждому участнику была вручена памятка «Рекомендации родителям по предупреждению компьютерной зависимости у ребёнка».
Уважаемые родители! Ваши дети переступили порог школы. Им предстоит привыкать к новым условиям своего существования, к перемене режимных моментов, к необходимости выполнения тех требований, которые им предъявляют взрослые, к сотрудничеству с новым коллективом взрослых и сверстников.
- Как вы считаете, легко ли им самостоятельно справиться со всем этим?
- Можем ли мы (а возможно, и обязаны), взрослые, им помочь?
- Не кажется ли вам порой, что и мы сами иногда оказываемся в тупике: что делать?
Уверена, что каждый из вас абсолютно все готов сделать для своего ребёнка, но что именно, как это сделать педагогически оправданно? Наверное, нам вместе стоит сегодня об этом подумать, поразмышлять, чтобы осталось как можно меньше вопросов и "белых пятен" на пути адаптации детей к школе.
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально – психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Приспособление (адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем. Сложность приспособления, высокая “цена”, которую “платит” организм ребёнка, определяют необходимость тщательного учёта всех факторов, способствующих адаптации ребёнка к школе и, наоборот, замедляющих её, мешающих адекватно приспособиться. Мы, взрослые, должны хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребёнка.
Значительная часть детей ( 50 – 60 % ) адаптируется в течение 2 – 3 месяцев обучения . Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Им трудно выполнять все требования правил поведения, но к концу октября они полностью осваиваются и с новым статусом: “я уже ученик”, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
Второй группе детей (около 30 %) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем и детьми – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищами, слезами и обидами реагируют на замечания. Они также испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Третья группа детей встречается в каждом классе (примерно 14 %). Это такие дети, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации, примерно до 1 года; кроме того, они не усваивают учебную программу, на таких детей чаще всего жалуются учителя, дети, родители: “мешают работать в классе”, “третируют детей”.
Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются:
Состояние здоровья – один из основных факторов, влияющих на длительность и успешность процесса адаптации. Легче всего адаптация протекает у здоровых детей, тяжелее всего у детей с хроническими заболеваниями, черепно-мозговыми травмами, неблагоприятным периодом новорождённости, расстройствами нервно-психической сферы. У таких детей в период адаптации наблюдаются снижение массы тела, усталость, вялость, сонливость или, наоборот, двигательное беспокойство, раздражительность; наблюдаются изменения со стороны сердечно-сосудистой системы. У части детей отмечаются негативные формы поведения. Плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика, разобраться в причинах трудной адаптации.
Факторы, влияющие на успешность процесса адаптации к школе:
Условия адаптации к школе
Советы для родителей