Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Вилейского райисполкома
Государственное учреждение образования
Начальная школа №6 г.Вилейки
Общение
Общение — это главное условие для развития и жизни человека
Общение в семье
— это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, чувства, мысли, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности. (Л.В. Занков)
«Не рядом и не над, а вместе»
Позиция общения
Наилучший контакт устанавливается, когда собеседник не только видит глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане: ни один не считает себя более значимым, умным, чем другой, т.е. когда устанавливается позиция «на равных».
Дистанция общения
Когда дистанция между собеседниками физически велика, контакт между ними вряд ли возможен. Физические неудобства приведут к психологическим неудобствам: контакт нарушится – говорить расхочется.
Пространство общения
Часто мы с детьми находимся в разных «пространствах», каждый – в своем. Как найти общее «пространство», в котором дети и взрослые могут быть вместе? Было бы неверно принуждать ребенка «перейти»
в «пространство» взрослого. Важно, чтобы и вам, и детям хотелось быть вместе, в одном «пространстве» так, чтобы чувствовался взаимный контакт.
Невербальное общение
Невербальное общение — это использование мимики, жестов, взгляда. К нему относится тактильное общение, т.е. телесное прикосновение — это похлопывание по плечу, поглаживание по голове, поцелуи, просто прикосновения.
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка от 8 раз в день, и это не только для выживания и хорошего самочувствия, а для развития его как личности, будущего гения, и просто хорошего человека… Обнимайте ребенка столько сколько вы с ним рядом в течении дня, и это как витамины, нет запаса в организме, нужно каждый день получать витамины через пищу, а любовь через вас, родителей!
Эффективный способ выражения своих чувств, особенно негативных
«Я-высказывания»
Схема «Я-высказывания»:
Стили общения
Авторитарный. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень категоричны и неуступчивы. Закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, раздражительны. Девочки на протяжении подросткового возраста остаются пассивными и зависимыми. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.
Либеральный. Родители слишком высоко ценят своего ребёнка. Считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всём. Не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребёнку такая свобода? Детям предоставлен избыток свободы, т. е. руководство родителей незначительно, не устанавливается никаких ограничений. Поэтому дети склонны к непослушанию, агрессии. На людях ведут себя неадекватно и импульсивно, не требовательны к себе; лишь в некоторых случаях дети становятся сильными и решительными, творческими людьми.
Индифферентный. Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому.
Авторитетный. Родители осознают важную роль в становлении личности, но за ним признают право на саморазвитие, осознают какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать. Открыты для общения, признают и поощряют автономию детей, допускают изменению своих требований в разумных пределах. Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, хорошо учатся, обладают высокой самооценкой.
Помните!
- Ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
- Ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным.
- Ребёнок живёт в упрёках – он учится жить с чувством вины.
- Ребенок растет в терпимости – он учится понимать других.
- Ребенка хвалят – он учится быть благородным.
- Ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.
- Ребенка поддерживают – он учится ценить себя.
- Ребёнка высмеивают – он учится быть замкнутым.
- Ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире.
НАКАЗАНИЕ И ПООЩРЕНИЕ
– это методы воспитательного воздействия, но не основные, а вспомогательные.
Наказание – метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывая чувство вины перед собой и другими.
«В чем смысл наказания?»
Смысл наказания – показать ребенку последствия его поступков.
Правила наказания:
5. Наказание должно быть строго индивидуализировано. Для одного ребенка достаточно только взгляда, для другого – категорического требования, а третьему просто необходим запрет.
Поощрение - метод воспитания, предназначенный для стимулирования личного роста и развития.
Приемов поощрения очень много: похвала, поддержка, подарок, улыбка, премия и т.д.
Поощрение много значит в жизни ребенка, но оно должно быть заслуженным, отмечающим какое-либо серьезное достижение, требующее значительных усилий
Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи.
Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения!!!
Счастье ребёнка – это любящая мать рядом. (М. Богородский)
Дети – наши маленькие учителя, причем зачастую более мудрые. Они даны для того, чтобы родители жили более счастливо. Вот чему надо учиться у детей, тогда и они возьмут у родителей то, что нужно, и будут счастливы.
Формула любви, выведенная американским психологом Россом Кэмпбеллом
Какой бы родитель не хотел сказать: «Я люблю своего ребенка всегда, независимо ни от чего, даже от их плохого поведения». Но, увы, как и все родители, я не могу сказать это всегда искренне, положа руку на сердце, но я должен довериться себе и пытаться приблизится к прекрасной цели безусловной любви. При этом я постоянно напоминаю себе, что:
Это в свою очередь сделает их неуверенными, снизит их самооценку, пошатнет веру в себя, может помешать им развиваться в лучшую сторону, укреплять самоконтроль и проявлять себя более зрелыми. Следовательно, я отвечаю за поведение своих детей и наилучшее их развитие не менее (если не более), чем они сами.
Рекомендации для мудрых мам
можете – но не делаете. Помните для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.
Ребёнок – это не тиран, который завладевает всей Вашей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала Вам на хранение и развитие в нём творческого огня. Это раскрепощённая любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребёнок, но душа, данная на хранении.
Умейте любить чужого ребёнка. Никогда не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы делали вашему.
Любите своего ребёнка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйтесь, потому что ребёнок – это праздник, который пока с Вами.
Эмоции – это внутренние переживания человека. Эмоции выражают отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям и носят ситуативный характер.
К эмоциональным состояниям человека относят:
настроение (общее стойкое актуальное эмоциональное состояние человека, определяющее его общий тонус и активность);
страсть (сильная, все себе подчиняющая увлеченность человека кем-либо или чем-либо);
аффект (яркое, кратковременное эмоциональное переживание, например, горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость при успехе);
чувства (высшие человеческие эмоции, связанные с теми людьми, событиями, предметами, которые для данного человека являются значимыми);
стресс (состояние сильного общего напряжения, возбуждения в трудных, необычных, экстремальных условиях).
Рекомендации по развитию положительных эмоций у ребенка.
Ритуалы, которые нравятся детям.
- Перед уходом в школу ребенка обнять и поцеловать.
- Придя из школы ребенок хочет, чтобы выслушали его рассказ о школьной жизни, услышать мнение родителей и совет.
- Все дети очень любят посидеть при свечах рядом с мамой и папой.
- На ночь быть заботливо укрытым.
- В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.
- Вместе с мамой готовить к празднику и печь красивый торт, а с папой просто поговорить по душам.
- Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.
Советы родителям “психотерапия неуспеваемости”
(по материалам О.В. Полянской, Т.И.Беляшкиной)
Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.
Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.
Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.
Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач
островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”
Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.
Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.