Воспитателю сопровождения

Игры для детей с РАС

  1. Игры с крупами.

Прячем ручки. Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками – так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга – немножко колется, да? ». Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите.

Пересыпаем крупу. Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.

Покормим птичек. В этой игре понадобятся гречневая или рисовая крупа и игрушечные фигурки птичек – это могут быть воробушки, или курочки, уточки. «Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички кушают? Да, зернышки. Давай насыпем птичкам зернышек. Кушайте, птички, зернышки! »

Вкусная кашка. Добавив в манную крупу воды, сварите «кашку» для куклы, а затем покормите ее. Вместе с ребенком приготовьте настоящую кашу, пусть он достанет кастрюлю, засыплет крупу, помешивает кашу ложкой. Можно из круп «приготовить» другую еду для кукол – например, если вдавить горошины в кусочек коричневого пластилина, получится «шоколад с орехами».

Разложи по тарелочкам. Перемешайте в мисочке немного фасоли и гороха. Затем попросите ребенка разделить горох и фасоль и разложить по отдельным тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки на эту.

 

  1. Занятия с карточками.

Для занятий понадобятся карточки, для начала не больше 3. На них могут быть изображены предметы или люди, которые выполняют определенные действия. Эти карточки можно использовать и для объяснения, например, подготовка ко сну. Ритуал ко сну разбивается на несколько действий, и на каждое действие заготавливается карточка. Сначала четко произносится: " Пора спать" и далее демонстрируются карточки. Карточки могут быть следующие: "снять одежду", "надеть пижаму", "почистить зубы", "умыться", "сходить в туалет", "пойти спать" и последней, картинка спящего ребенка. Показ картинок должен сопровождается объяснением (2-3 слова). Через несколько месяцев, может быть даже через год, достаточно будет сказать "пора спать" и ребенок будет знать, что ему нужно делать. Но, повторяю, это произойдет только в результате регулярных занятий. Такие карточки можно заготовить на все действия "гулять", "кушать", "читать", "рисовать".

 

 

 

  1. Игры с мыльными пузырями

Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока не «поймают» все до одного, и тут же просят повторения. Но сами выдуть пузыри часто отказываются – это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания. Мы предлагаем предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого нужно научить его сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном

Игры с мыльными пузырями

– «Снег пошел» – дуть на кусочек ватки в воздухе, чтобы она не упала.

– «Плыви, кораблик!» – дуть на маленький легкий кораблик на воде (например, во время купания).

– «Вертушка» – дуть на игрушку‑вертушку.

– «Катись, шарик!» – дуть на маленький шарик (например, для пинг‑понга), можно дуть через трубочку.

– «Бульки» – дуть через трубочку в стакан, наполовину наполненный водой. Игра покажет, сформирован ли у ребенка целенаправленный выдох и сильно ли он дует.

Играя с мыльными пузырями, соблюдайте меры предосторожности. Следите, чтобы ребенок не втягивал жидкость в рот. Он может сделать это по инерции, если привык пить сок из пакетиков через трубочку, или захочет попробовать жидкость для мыльных пузырей на вкус. Поэтому используйте безвредные вещества и понемногу.

Мыльные пузыри.

Чтобы вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему помимо рамки из купленного пузырька разнообразные трубочки – для этого возьмите (предварительно обговорив с ребенком цель) из «Макдоналдса» коктельную трубочку или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Для получения большого пузыря подойдет и небольшая пластиковая бутылочка с отрезанным дном. Можно разобрать гелевую ручку и использовать ее корпус – прозрачную трубочку из твердой пластмассы (в этом случае ребенок не будет прикусывать или перегибать трубочку).

Пенный замок.

В небольшую мисочку налейте немного воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктельную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть – с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живет в пенном замке».

 

  1. Лепка- одна из важнейших коррекционных методик: одновременно будет развиваться и моторика, и сенсорная чувствительность. Для лепки можно использовать массу для моделирования или обычный пластилин. Для работы с пластичными материалами следует обучить ребенка некоторым навыкам работы с ними:

 

– Мнем и отщипываем. Приготовьте брусок пластилина и предложите ребенку подержать его в руках, помять пальчиками, отщипнуть несколько маленьких кусочков.

– Надавливаем и размазываем. Научите ребенка надавливающим движением указательного пальца прижать кусочек пластилина к дощечке или листу картона (в результате должна получиться круглая лепешечка). Если же сначала надавить пальцем на пластилин, а затем сместить палец, то таким способом (размазывание) мы получаем пластилиновую линию.

– Скатываем шарики, раскатываем колбаски.

– Режем на кусочки. Научите ребенка разрезать пластилин или тесто на кусочки различных размеров с помощью пластмассовой стеки.

После того как ребенок усвоит каждый прием отдельно, можно в одной игре комбинировать разные методы.

Схема занятий может быть следующей: 5 минут занятия с карточками, 5 минут чтение книг, 5 минут пальчиковые игры, затем перерыв и новый блок занятий. Идите от простых упражнений, к более сложным, для начала используйте те задания, с которыми ребенок точно справится, это поможет ему поверить в себя.

И самое главное правило - такого ребенка необходимо принимать таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми. Он не лучше и не хуже их, он просто, другой.

 

  1. Игры с водой.Дети с аутизмом обычно боятся воды. Поиграйте с водой, но начинайте, например, с мокрого песка, насыпанного в ведро. Постепенно, песок должен становится все более мокрым. На нем можно чертить линии, рисовать, делать из него различные фигуры.

 

Игры с красками. Цветная вода.

Для игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов – красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) – и разведите в одном из стаканов. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!» Обычно ребенок завороженно следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая воду кисточкой – ребенок же своей реакцией даст вам понять, какой из способов ему больше нравится.

В этой игре ребенок быстро может проявить желание более активно участвовать в происходящем – «заказывая» следующую краску или выхватывая кисточку и начиная действовать самостоятельно. После первой демонстрации ребенок играет в «Цветную воду» не только на занятии с психологом или педагогом, но может затеять игру в любой момент, когда захочет. этом случае на помощь приходит кто‑нибудь из близких. Если же позволяет уровень развития бытовых навыков ребенка, он вполне может действовать самостоятельно.

Когда увлеченность чистым сенсорным эффектом станет ослабевать (разным детям требуется для этого разное время и число повторений), можно приступать к расширению игры. озможный вариант развития игры – организация активного участия ребенка в ней и развитие бытовых навыков. Так, если ребенку нравится игра, скорее всего он согласится выполнить вашу просьбу‑инструкцию – предложите ему открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем наполнить водой стаканы. Если пролили воду на стол или на пол, попросите ребенка вытереть лужицу тряпкой. Инструкции должны быть четкими. начале такой работы действуете вместе с ребенком: «Давай откроем кран. А где наша бутылка? от она, нальем в нее водичку – ух какая тяжелая теперь бутылка, понесем ее вместе. Теперь разольем воду по стаканам. Буль‑буль‑буль – течет водичка. Ой! Пролили воду на стол! Какая получилась лужа! озьмем тряпку и вытрем стол. от теперь стало хорошо» и т. д. Когда же ребенок достаточно освоится в этой игре и четко усвоит некоторые несложные действия, предоставляйте ему все больше самостоятельности при выполнении заданий.

 

Переливание воды.

Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой: «Буль‑буль, потекла водичка. от пустая бутылочка, а теперь – полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую.

 

Открывай! – закрывай!

Переверните наполненную водой пластиковую бутылку. Затем подставьте ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментируйте свое действие словами: «Закрыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Скажи: „Лена (побуждайте ребенка использовать обращения), открывай!“ от, открыла – снова потекла водичка, буль‑буль‑буль!» следующий раз действуйте ладонью ребенка, побуждая его закрыть и открыть воду.

Фонтан.

Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится «фонтан». Обычно этот эффект приводит детей в восторг: «Пш‑ш‑ш! Какой фонтан получился – ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побудите ребенка повторить действие за вами.

 

Бассейн.

Наполнив таз водой, организуйте игру в «бассейн», где учатся плавать игрушки. Проведение такой игры рекомендуется, если ребенок уже посещал бассейн и у него есть реальное представление о нем. Сопровождайте ход игры словесным комментарием: «от наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! бассейне учатся плавать – вот так. Поплыли!»

 

Озеро.

Наполните большой таз водой: теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «от какое глубокое озеро – много воды! озере плавают уточки. от мама утка. А вот ее детки – маленькие утята. „Кря‑кря‑кря! – говорит утка. – Дети, плывите за мной!“ от уточки вышли на бережок и греются на солнышке» и т. д.

Море.

На следующем занятии этот же таз с водой может превратиться в «море», по которому плывут кораблики: «Поплыл по морю кораблик и гудит: у‑у‑у! А кто хочет поплавать на корабле? Зайка хочет! (можно использовать фигурки, вылепленные из пластилина, которые прочно устанавливаются на палубе) от поднялся ветер! Какие сильные волны! Перевернулся наш кораблик – давай скорее спасать пассажиров! А теперь починим кораблик и можно плыть дальше» и т. д.

 

Купание кукол.

Искупайте кукол‑голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце: «А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички – попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?» и т. д.

 

Мытье посуды

Вымойте посуду после кукольного «обеда», используя губку и средство для мытья посуды: «Будем мыть посуду. Открывай кран! Здесь какая вода? Горячая. А здесь? Холодная. Давай откроем и холодную воду, и горячую – тогда получится теплая вода. от так потрем губкой тарелочку. Теперь сполоснем. Чистая стала посуда!»

 

  1. Кукольный обед

Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и угостите их разными напитками. игре красная вода превращается в томатный сок, белая – в молоко, оранжевая – в фанту, а коричневая – в кофе...

Можно затеять игру в «Ресторан» или «Кафе», учитывая опыт и возраст ребенка. Игра может стать поводом поупражняться в счете – посчитайте стаканы с напитками, чтобы они соответствовали количеству «гостей». Используя стаканчики разного размера, можно знакомить ребенка с понятием величины.

 

  1. Игры со свечами

Приготовьте набор свечей – обычную длинную, плавающие свечи, маленькие свечки для именинного торта.

 

Подуем на огонек

Установите длинную свечу устойчиво и зажгите: «Смотри, свечка горит – как красиво!» Помните, что ребенок может испугаться – тогда отложите игру. Если реакция положительная, предложите подуть на пламя: «А теперь подуем... Сильнее, вот так – ой, погас огонек. Смотри, какой поднимается дымок». Скорее всего, ребенок попросит зажечь свечу снова. Кроме получения удовольствия задувание огонька свечи полезно для развития дыхания.

 

Гуляем в темноте

Оставьте маме «задание на дом»: когда стемнеет, не включать в квартире электрический свет, а зажечь свечу и походить с ней по дому, освещая путь.

 

Рисуем дымом

Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом: «Смотри, какой дымок в воздухе! Чувствуешь запах?» Затем подуйте или сделайте несколько взмахов рукой, чтобы дым рассеялся.

 

Праздник на воде

Наполнив таз водой, опустите на ее поверхность одну или несколько плавающих свечей – в темной комнате (например, в ванной с прикрытой дверью) получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами, зрелище. Для устойчивости можно поставить свечи на пластмассовые тарелочки из кукольной посуды.

 

Холодно – Горячо

Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратив внимание ребенка на то, что холодная вода стала теплой. Так же можно растопить кусочек льда, мороженого или сливочного масла. «Дотрагиваться до огонька нельзя – горячо! Можно обжечься. Давай подержим над огоньком кусочек льда. Смотри, лед тает».

Тени на стене

Когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т. д. Можно использовать различные предметы и игрушки.

Ребенок может испугаться, так что пробуйте осторожно и в первый раз проводите такую игру не в детской комнате. случае испуга страх ребенка окажется прочно связан в его сознании с местом, где ребенок его испытал, с конкретной настольной лампой. Попробуйте для начала в коридоре, а лучше на улице, в свете фонаря.

 

Театр теней

Можно придумать несложный сюжет и организовать целый «театр теней», для чего использовать приготовленные заранее бумажные фигурки‑силуэты.

 

Фонарик

Приготовьте электрический фонарик и, когда стемнеет, походите с фонариком по квартире. Фонарик пригодится, если перегорела лампочка, во время прогулки по темным аллеям парка, где нет фонарей, и т. п.

 

Темно – светло

При помощи фонарика устройте освещение в кукольном домике или в домике для игр, который можно соорудить из большой коробки.

 

8.Игры со звуками.

Послушаем звуки

Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка – прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т. д.

 

Постучим, погремим!

Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу.

 

Найди такую же коробочку

Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потрясите коробочкой, привлекая внимание ребенка к звучанию, – пусть он найдет коробочку, звучащую так же.

Помимо круп можно использовать бусинки, камушки и другие материалы.

Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.

 

Свистульки

Приобретайте для ребенка разнообразные звучащие игрушки – погремушки, свистульки, пищалки и т. п.

 

Музыканты

Приобретите для ребенка детские музыкальные инструменты – барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармошку, пианино.

Когда ребенок научится различать на слух их звучание, правильно играть на них, используйте его умения в сюжетных играх – «У мишки день рождения. Давай сыграем для него на пианино», когда поем песенку про Антошку – играем на гармошке и т. д.

Звуки природы

Оказавшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг – шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка... Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.

 

9.Игры с ритмами.

Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность.

В играх с ритмами используйте следующие приемы:

– хлопки в ладоши;

– топанье ножками;

– прыжки в определенном ритме;

– танцы;

– проговаривание текстов стихотворений;

– пение детских песенок.

Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком предполагает:

– Сопровождение текста движениями;

– Воспроизведение сюжета с помощью игрушек;

– Показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка будет «запускать» пропевание ребенком песенки).

 

При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме этого, стишок или песенка должны обязательно понравиться ребенку. Вводите стишки и песенки постепенно, давая ребенку возможность выбрать те, что ему больше нравятся.

Сначала взрослый самостоятельно читает стихотворение или поет песенку, сопровождая их движениями. Когда ребенок запомнит текст, педагог, останавливаясь во время проговаривания или пения, дает ребенку возможность договорить или допеть последнее слово в строке, а, возможно, и целую строку. При этом педагог побуждает ребенка повторить выразительное движение, сопровождающее пение или проговаривание. Эта же работа продолжается мамой. Если делать это довольно долго, наступит момент, когда ребенок станет петь и проговаривать стишки самостоятельно, по собственному желанию. Но если внимательно вслушаться в самостоятельное пение ребенка или повторение им стихотворения, становится очевидно, что смысл слов для него часто остается непонятен. Однако в любом случае такая речевая активность полезна. Часто именно в ходе занятий с ритмами у ребенка возникают первые попытки использовать активную речь.

Уточнения смыслового содержания используемых текстов можно достичь, показывая действия, используя картинки, игрушки, проигрывая сюжеты. Кроме того, если такая игра сопровождается показом сюжетной картинки или игрушки, то текст песенки или стиха связывается у ребенка с определенным образом – предметом или изображением. результате ребенок, увидев гармошку, принимается играть на ней и напевать песенку про Антошку, а заметив картинку с изображением гусей, начинает напевать песенку про веселых гусей.

Рекомендуем начинать занятия со следующих текстов: песенки – «Антошка», «Песенка львенка и черепахи», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Чунга‑Чанга», «Песенка крокодила Гены»; стихотворения‑потешки – «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Баба сеяла горох», «Большие ноги идут по дороге»; цикл стихотворений «Игрушки» Агнии Барто.

Проводя с аутичным ребенком игры с ритмами, педагог может столкнуться с некоторыми трудностями. Аутичный ребенок часто не обращает внимания на движения взрослого и тем более не повторяет их, предпочитая жить исходя из собственного внутреннего ритма. Поэтому необходимы специальные усилия для вовлечения ребенка в ритмические действия и обучения его произвольному управлению движениями собственного тела. этом могут помочь подбор наиболее интересных ребенку игр и многократное их повторение.

Кроме того, наблюдения показывают, что речевая активность аутичного ребенка в играх с ритмами представляет собой не осмысленное повторение, а скорее сенсорную игру со звуками и ритмами. Тем не менее полезно использовать потребность аутичного ребенка закончить знакомую фразу – договорить слово, строку в стихотворении, допеть песенку – для развития активной речи. А чтобы ребенок лучше понимал смысл стихотворения или песенки, во время игры используйте предметы или игрушки, которые упоминаются в тексте, сопровождайте проговаривание или пропевание подходящими по смыслу действиями, используйте иллюстрации.

Помимо выше перечисленного, ребенок может просто не принять игру – громким криком «попросит» взрослого остановиться. Это можно объяснить повышенной чувствительностью ребенка – ему не понравился тембр вашего голоса, случайно взятая фальшивая нота или же он не согласен с пропеванием песенки, которую привык слушать в записи. Такая реакция осложняет занятия, но стоит продолжать поиски. Подберите новые интересные для ребенка песенки, которые он не слышал в записи, найдите ритмические движения, которые не вызывают у него негативной реакции. Для этого предлагайте ребенку различные варианты игр и выбирайте наиболее подходящие для него, исходя из его реакции и учитывая конкретную ситуацию.

 

  1. Игры с движениями и тактильными ощущениями.

Поскольку прикосновения могут оказаться для аутичного ребенка неприятными, поначалу старайтесь не дотрагиваться до него. Будьте терпеливы и тактичны и дождитесь момента, когда ребенок первый проявит инициативу. Это может произойти по‑разному: вот ребенок впервые забрался к вам на колени или вдруг во время занятия в первый раз надолго остановил взгляд на вашем лице, а затем протянул руку и стал ощупывать ваши нос, щеки, лоб (надо обязательно предоставить ему эту возможность), или же снял кофточку и словами «Больно, болит!» выразил просьбу погладить ему спинку. Будьте внимательны и не пропустите этот важный шаг ребенка в вашу сторону.

Если это произошло, то в занятиях становится возможным проведение таких игр:

 

Тормошение, возня

Обычно происходит на полу или диване, и ребенок является инициатором этой игры. Во время подобных игр можно валяться, обниматься, толкаться, кататься, щекотаться и т. п.

 

Догоню‑догоню, поймаю‑поймаю

Делаете вид, что пытаетесь поймать ребенка, а он убегает. Предложите ему вариант игры наоборот – пускай он попробует догнать вас. Однако этот вариант очень сложен для аутичного ребенка, т. к. требует от него большей активности и произвольности действий.

 

Змейка

Возьмите ленточку (скакалку, веревку) и, делая колебательные движения рукой, отходите от ребенка, предлагая ему догнать змею: «Уползает, уползает змейка! Скорее догони!» Дайте ребенку возможность победно наступить на змейку ногой.

 

Самолетики

Покружите ребенка в воздухе – «Полетели, полетели!», затем опустите на диван или на пол – «Приземлились...»

 

Такие и подобные игры полезны еще и тем, что ребенок сможет выплеснуть накопившиеся у него эмоции; это придает подобным играм терапевтический эффект. А от взрослого потребуется больше эмоциональности. Однако есть опасность, что взрослый превратится для ребенка лишь в средство достижения необходимого ему ощущения (например, когда ребенка кружат). Чтобы этого избежать, старайтесь не допускать стереотипности таких игр, разнообразить их. Например, перед тем как покружить ребенка, предложите: «А сегодня возьмем с собой в полет мишку».

 

 

 

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП КОРРЕЦИОННОЙ РАБОТЫ С АУТИЧНЫМ РЕБЕНКОМ: ЗНАКОМСТВО, УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА

 

Особенности коррекционной работы с аутичным ребенком

Загадочный синдром ставит аутичных детей совершенно в особый ряд. Специалисты, начинающие работать с аутичным ребенком, сталкиваются с множеством трудностей: во-первых, с таким ребенком нелегко найти контакт; во-вторых, в случаях раннего детского аутизма признанные эффективными приемы обучения часто оказываются неподходящими. Можно утверждать, что работа с аутичным ребенком требует совершенно особого подхода: построение коррекционных занятий с ним, особенно в самом начале работы, отличается от занятий с детьми, имеющими другие нарушения развития.

Перед тем как начинать работу с ребенком, следует запомнить ряд важных положений:

На этапе налаживания контакта с ребенком не рекомендуется настаивать на проведении конкретных игр, выполнении определенных заданий.

Будьте более чутки к реакциям ребенка, действуйте в зависимости от ситуации, его желаний и настроения. Часто он сам предлагает ту форму возможного взаимодействия, которая в данный момент для него наиболее комфортна. Иногда, особенно на начальных этапах работы, стоит принять такое предложение ребенка (не забывая, конечно, о целях работы).

Все, что происходит на занятии, должно сопровождаться эмоциональным комментарием, в ходе которого взрослый проговаривает все действия и ситуации.

Не забывайте, что поведение ребенка во время занятия может быть самым разным если он вышел из состояния равновесия, следует сохранять спокойствие, не ругать, а понять, чего ребенок хочет в данный конкретный момент и постараться помочь ему выйти из состояния дискомфорта.

Нужно быть готовым к тому, что реакция на одну и ту же игру, ситуацию у разных детей с диагнозом аутизм может быть различной: на что один отреагировал вполне дружелюбно, у другого может вызвать резко отрицательную реакцию. Мало того, один и тот же ребенок может вести себя совершенно по-разному в сходных положениях. Здесь можно посоветовать не бояться пробовать. В случае, если ребенок принял предложенное, постараться развивать ситуацию, если же возникла реакция отторжения, следует остановить игру. Безусловно, это потребует от педагога или психолога гибкости, позволяющей действовать в зависимости от развития событий.

Стереотипная игра аутичного ребенка как повод для знакомства. Трудности в работе с аутичным ребенком возникают у специалиста уже при первом знакомстве. Обычным оказывается положение, когда ребенок либо не обращает внимания на присутствие нового взрослого, либо становится напряженным и агрессивным. К такой реакции необходимо быть готовым заранее. При этом следует четко представлять психологические причины подобного поведения, а причина в том, что появление нового незнакомого человека привносит в жизнь аутичного ребенка элемент неизвестности, который вызывает у него чувство дискомфорта и страха. Ему потребуется время, чтобы освоиться в новых условиях, привыкнуть к педагогу.

У аутичного ребенка есть любимые игры, одна или несколько. В таких играх он может часами манипулировать предметами, совершая странные действия. Главные особенности таких стереотипных игр:

цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих;

в этой игре подразумевается единственный участник - сам ребенок;

повторяемость: ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций;

неизменность: раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени;

длительность: ребенок может играть в такую игру годами.

Наличие стереотипной игры ставит аутичного ребенка в особый ряд, сразу же выделяет его среди других детей. Его странные действия вызывают любопытство окружающих, что часто ранит близких ребенка. Тем не менее, стереотипная игра аутичного ребенка в начале коррекционной работы станет основой построения взаимодействия с ним, так как для самого ребенка это комфортная ситуация, внутри которой он спокоен.

Во время знакомства с ребенком педагог или психолог поначалу лишь наблюдает за его стереотипной игрой. Цель такого наблюдения - постараться вникнуть в структуру стереотипной игры: выделить цикл повторяющихся действий; выделить конкретные звукосочетания, слова и словосочетания в бормотании ребенка во время игры. Ваши наблюдения и выводы помогут в дальнейшем, подскажут, каким образом вы можете принять участие в игре ребенка.

Для начала просто присядьте на некотором расстоянии от ребенка. Если он не отвернется от вас, это уже хорошо. Однако часто у него уже есть негативный опыт общения со взрослым, основанный на прямом давлении. Поэтому он может отреагировать негативно: отойдет от вас подальше и расположится для игры в другом месте, или прямо заявит: «Не хочешь!», в любом случае оставайтесь неподалеку и продолжайте наблюдать.

Когда ребенок привыкнет к вашему присутствию, можно начинать осторожно пробовать подключаться к его играм, причем делать это следует тактично и ненавязчиво. Не надо много говорить, совершать активные действия. Начните с того, что в нужный момент (вы ведь уже запомнили порядок действий ребенка) подайте ему необходимую деталь, чем обратите его внимание на ваше присутствие. Негромко повторите за ребенком его слова.

Не торопите взаимодействие. Ваша цель - дать ребенку понять, что вы не помешаете ему играть (как обычно бывает), кроме того, от вас может быть польза. На этом этапе все ваши усилия должны быть направлены на то, чтобы завоевать доверие ребенка. Это потребует времени и терпения. Ситуация, когда педагог приходит, а ребенок в это время занят своей стереотипной игрой и не обращает на его приход никакого внимания, является обычной в начале занятий с аутичным ребенком. Но если действовать терпеливо и настойчиво, обязательно наступит момент, когда ребенок доверится вам, вы станете для него тем человеком, от которого он будет ждать понимания и помощи. И однажды примет ваше предложение поиграть немножко по-другому.

Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребенком.

Чтобы наладить с аутичным ребенком контакт, без которого невозможно проведение коррекционных мероприятий, мы предлагаем проводить с ним сенсорные игры. Сенсорными мы условно называем игры, основная цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самые разные: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

Целесообразность проведения с аутичным ребенком таких игр основывается на положении о том, что сенсорный компонент мира приобретает для такого ребенка особую значимость. Поэтому проведение сенсорных игр является своеобразным "соблазнением" ребенка. А если удается связать приятное переживание, которое возникает у аутичного ребенка при получении нового сенсорного ощущения, с образом конкретного человека, ребенок проникается доверием к взрослому, который играет с ним, начинает видеть в нем союзника. В этом случае можно говорить об установлении эмоционального контакта.

 

свернуть

Поведение в ситуациях, требующих изменения сформированного стереотипа

Взрослые часто встречаются с необходимостью внесения изменений в расписание, то есть «слома» уже сформированного стереотипа. Например, ребенок знает, что сегодня по расписанию у него рисование, а педагог вам только сообщил о том, что заболел. Как же этот факт преподнести ребенку? Во-первых, необходимо заранее предусмотреть карточку, картинку или фотографию, которая будет символизировать подобные изменения («больной человек, лежащий в постели»; много машин, стоящих в ряд, - «пробка» и т.д.). Следует подчеркнуть, что подобные «домашние заготовки» родители должны предусматривать заранее и всегда иметь при себе. Во-вторых, если в жизни происходит подобная ситуация изменения течения событий, отличная от составленного расписания, необходимо вместе с ребенком внести корректировки: - вместе с ребенком вынуть фотографию события, которого не будет; - найти фотографию или карточку с изображением события, которое его заменит; - вместе с ребенком внести изменения в расписание. Все производимые действия по изменению расписания взрослый проговаривает ребенку вслух. В жизни человека часто происходят события, требующие определенной перестройки не только режима дня, но и жизни в целом (переезд на новое место, выезд на дачу, поездка на море и т.д.). Подобные перемены даже обычный человек переносит с трудом, а для аутичного ребенка это может представлять собой явную угрозу разрушения его внутренней картины мира. Поэтому так же постепенно, как и в случае формирования стереотипа «режима дня», необходимо начинать готовить ребенка к предстоящим событиям заранее (за недели, возможно, месяцы). Например, предстоящая поездка с ребенком на море в поезде предполагает неоднократные выезды на электричке за город. Стереотип, сформированный иногда с большим трудом, обычно связан с конкретной ситуацией и обстановкой, и это лишает ребёнка возможности использовать приобретённый навык в других обстоятельствах. Например, ребёнок, уже усвоивший навык самостоятельного приема пищи в домашних условиях, откажется делать это в гостях или в кафе. Для преодоления подобных трудностей нужно заранее вместе ребенком составить «расписание» этого «похода», проговорить предполагаемые там события вслух и использовать необходимую картинку. Нужно сделать так, чтобы у ребенка была возможность хотя бы сесть за стол в новом для него месте, а потом сделать эти посещения регулярными, обучая его правилам поведения в общественных местах. Для того чтобы ребенок научился использовать приобретенные навыки в различных ситуациях и при этом не подвергался психологическому и эмоциональному стрессу, нужно всегда готовить его к новому заданию. Новые ситуации должны возникать постепенно, и рядом с ребёнком должен всегда быть значимый для него человек. Составление расписания занятий. С помощью предметов или карточек вместе с ребенком составляется расписание занятия. В первом случае расписание представляет собой последовательно разложенные на столе предметы.

Во втором случае – последовательно разложенные фотографии.  

 

Расписание с использованием фотографий

Удобнее всего составлять расписание, последовательно раскладывая фотографии на рабочем столе или закрепляя их на планшете, прикрепленном к стене напротив рабочего места ребенка. Например, план занятия включает игру в кубики, работу с картинками, рисование и игру с игрушками. В этом случае, составляя расписание, можно использовать следующие предметы: кубик, карточку, фломастер и мягкую игрушку.

Начиная использовать расписание, необходимо соблюдать следующие правила:

- Задания, включенные в расписание, должны быть доступными для ребенка. Трудновыполнимые задания могут провоцировать вспышки дезадаптивного поведения.

- Увеличение количества заданий в расписании и их усложнение должно осуществляться постепенно, в зависимости от уровня развития ребенка.

- В расписание необходимо всегда включать интересные для ребенка виды деятельности. Наиболее интересный для ребенка вид деятельности нужно помещать в конец расписания так, чтобы он был мотивирующим фактором (вознаграждением).

- При выполнении заданий необходимо соблюдать последовательность, указанную в расписании. Искажение последовательности – недопустимо.

- Ребенка нужно хвалить и поощрять после выполнения каждого задания. Это стимулирует его к дальнейшей работе.

- Выполнение всех заданий, включенных в расписание, – обязательно. Занятие заканчивается только после завершения последнего задания, включенного в расписание.

Начать работу по  использованию расписания необходимо с создания картотеки/«банка» фотографий, символизирующих различные виды деятельности. Подбирая карточки или фотографии, нужно соблюдать следующие требования:

- На фотографиях, отражающих пункты расписания, должно быть изображено минимальное количество предметов. - Предметы, изображенные на фотографиях, должны быть тесно связанными с определенным видом деятельности. Это помогает ребенку наиболее быстро почувствовать взаимосвязь между изображениями и тем, что он будет делать.

- Каждая фотография должна символизировать только один вид деятельности. Недопустимо использование одной карточки для обозначения 2-х различных видов деятельности. Это может привести ребенка в замешательство и вызвать негативные поведенческие реакции. Когда фотографии для первоначальной работы собраны (картотека будет пополняться по мере дальнейшей работы), можно переходить к следующему этапу – собственно к составлению расписания. 

 

При этом необходимо соблюдать следующий алгоритм действий

 

  1. Составьте план занятия с ребенком.
  2. Подберите фотографии (карточки) с изображением соответствующих видов деятельности.
  3. Вместе с ребенком разложите фотографии в определенной последовательности.
  4. Выполняйте задания последовательно, в соответствии с расписанием.
  5. Перед началом выполнения каждого последующего вида деятельности показывайте ребенку на фотографию с соответствующим изображением, чтобы он соотносил происходящие действия с расписанием.
  6. После выполнения каждого очередного задания убирайте из расписания соответствующую фотографию. Это необходимо для того, чтобы ребенок понял, что данный вид деятельности завершен, и можно переходить к следующему.
  7. Позвольте ребенку выйти из-за стола только после того, как выполнено последнее задание. Сначала расписание должно включать только два любимых ребенком вида деятельности. На этом этапе основная задача состоит в том, чтобы он понял, что должен выполнить два вида деятельности последовательно. Затем составляется расписание, включающее три вида деятельности. На этом этапе в расписание уже можно включить один вид деятельности, к которому у ребенка нет выраженного интереса. Важно, чтобы последний вид деятельности был для него интересен. Тогда у него есть стимул продолжать работать по расписанию. Постепенно, в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка, количество заданий нужно увеличивать, а задания усложнять.

Расписание с использованием карточек

 Расписание можно составлять также с использованием карточек с изображением определённых видов деятельности. Например, вы проводите занятие с ребенком по формированию навыка одевания. При этом необходимо составить вместе с ним последовательность совершаемых действий с помощью нарисованных карточек, проговаривая ее вслух. Карточка с изображением трусов Карточка с изображением майки Карточка с изображением брюк (платья)

 

Расписание с использованием цвета

План может быть выполнен в цвете, и каждый цвет будет означать какое-либо задание. Например, красная карточка на плане указывает на красную коробку с заданием, синяя карточка указывает на такого же цвета синюю коробку, желтая карточка указывает на желтую коробку. Когда в расписании не останется цветных карточек, работа выполнена. Красный Синий Желтый

 

 Расписание с использованием цифр

Вместо цветов можно использовать цифры:

цифра 1 означает первое задание,

2 -второе и т.д. Когда на планшете не остается цифр, работа выполнена. Использование цифр не зависит от того, различает ли ребенок сами цифры. 1 2 3 И т.д.

Если ребенок понял принцип работы по расписанию дня, то нужно вводить расписание на неделю. Для этого можно использовать расчерченный по дням недели лист ватмана. Фотографии крепятся при помощи липучек или 4-х уголков (для каждой карточки). Использование наглядного расписания позволяет лучше организовать ребенка, независимо от тяжести аутистического нарушения.

 

Речевой режим для взрослых

Большинство детей с аутизмом значительно отстают от своих сверстников в речевом развитии. Особенно ярко это нарушение проявляется при тяжелых формах аутизма. Такие дети с трудом вычленяют речевые звуки из общего потока слуховой информации и затрудняются их интерпретировать, т.е. их характеризуют нарушения понимания речи. Данная проблема значительно затрудняет процесс обучения ребенка, формирования навыков, необходимых для повседневной жизни. В ряде случаев аутичные дети понимают отдельные высказывания, которые тесно связаны непосредственно с ситуацией общения, но у них могут всю жизнь сохраняться трудности понимания внеситуативной речи. Учитывая данную особенность, в процессе обучения необходимо не только проводить целенаправленную работу по развитию понимания речи, но и «адаптировать» собственную речь таким образом, чтобы она была доступна пониманию ребенка. В этом случае коррекционная работа станет значительно более эффективной.

Таким образом, одним из важнейших условий успешности обучения является соблюдение речевого режима, доступного для ребенка. Соблюдение речевого режима включает следующие требования:

  1. Речевое общение должно проходить в спокойной обстановке.
  2. Речь взрослого должна быть ситуативной.
  3. Высказывания должны быть короткими и упрощенными.
  4. Используемые общеупотребительные слова должны быть распространенными.
  5. Необходима четкая, слегка утрированная артикуляция.
  6. Темп речи должен быть слегка замедленным.
  7. Речь должна быть мелодичной.
  8. Необходимо соблюдать баланс между спокойным и эмоционально окрашенным тоном.
  9. После произнесенной фразы ребенку необходимо предоставить время для ответной реакции.
  10. В случае отсутствия реакции нужно повторить высказывание и помочь ребенку осуществить соответствующее действие.
  11. В качестве подсказки необходимо использовать жесты и демонстрацию действий.
  12. Следует комментировать действия ребенка с помощью слов. («Да, ты взял банан». «Теперь надо очистить банан». «Теперь ты будешь есть банан». «Кусай». «Молодец»).
  1. Необходимо задавать простые вопросы, соответствующие уровню развития и возрасту ребенка.
  2. Рекомендуется предоставлять дополнительные ориентирующие указания, например: «подожди», «слушай», «начинай».
  1. Надо обучать ребенка различать слова, которые он может легко спутать: «кто?», «что?», «где?», «почему?», «как?» и др.
  2. Нельзя давать одновременно несколько заданий. Под спокойной обстановкой понимается соблюдение относительной тишины и отсутствие отвлекающих факторов. Основными отвлекающими факторами могут быть:

-незнакомая для ребенка обстановка;

- движущиеся объекты, люди, животные;

- шум (разговор других людей, крики, включенный телевизор, музыкальный центр, уличные шумы, шум метро и т.д.).

Тихая, спокойная обстановка позволяет ребенку максимально сконцентрироваться на речевых высказываниях находящегося рядом человека. Ситуативность предполагает, что речь взрослого должна быть тесно связана с непосредственной ситуацией общения.

Например, прежде чем просить ребенка надеть ботинки, нужно сначала отвести его в коридор, чтобы он увидел их, а затем сказать, обращаясь к нему по имени: «Надень ботинки». Не следует просить ребенка надеть ботинки, когда он находится в комнате. Краткость указывает на необходимость упрощения высказываний, т.к. у детей с аутизмом часто снижен объем слухоречевой памяти и слухового восприятия. В этом случае им сложно воспринять и понять длинные речевые конструкции. Например, пригласить ребенка на обед можно двумя способами: «Вася, иди обедать» или «Вася, садись за стол. Мы сейчас будем обедать». Первый вариант предпочтительней для ребенка с трудностями понимания обращенной речи. Распространенность и общеупотребительность предполагают, что при общении с ребенком нужно выбирать те слова, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни, поскольку именно эти слова ему наиболее понятны. Например, показывая ребенку на проезжающую машину, лучше сказать «машина», а не «автомобиль». Собираясь в магазин – «пойдем в магазин», а не «пойдем в супермаркет» или «универмаг». Необходимость четкой и утрированной артикуляции возникает в связи с нарушениями у аутичных детей слухового внимания и восприятия. Утрированная и четкая артикуляция позволяет ребенку наилучшим образом распознать произнесенные слова и понять обращенную речь. Замедленный темп и мелодичность речи также позволяют ребенку лучше сконцентрироваться на произносимых словах. Для реализации данного требования необходимо слегка растягивать слова. Соблюдение баланса между спокойным тоном и эмоционально окрашенной речью – сложное условие. Эмоциональная окрашенность речи в значительной степени позволяет лучше запоминать новые и закреплять уже знакомые слова и высказывания. В то же время важно, чтобы эмоциональность не была чрезмерной: это излишне возбуждает ребенка, не дает ему возможности сконцентрироваться в процессе занятий. Часто в процессе взаимодействия аутичные дети реагируют на высказывания взрослого несколько замедленно, что связано с трудностями концентрации внимания и переработки речевой информации. Именно поэтому, общаясь с ребенком, необходимо предоставлять ему время для ответной реакции. Для этого нужно выдержать паузу и подождать, сохраняя молчание, в течение нескольких секунд после высказывания, адресованного ребенку. В случае если он не реагирует адекватным образом, необходимо повторить высказывание и затем помочь ему отреагировать соответствующим образом. Например, выходя из комнаты вместе с ребенком, задержитесь возле двери и попросите его выключить свет. Затем подождите его реакции. В случае затруднения, попросите снова и дайте ребенку подсказку, показывая на выключатель или демонстрируя действие. Выполнение совокупности описанных требований позволяет ребенку лучше сосредоточиться и понять обращенную речь в процессе взаимодействия с другими людьми.  

 

Психологические установки взрослых 

Наличие позитивных психологических установок взрослых и выбор правильной тактики взаимодействия с ребенком – важнейшие условия эффективной коррекционно-развивающей работы. Грамотные установки и тактика поведения родителей, родственников, педагогов, работающих с ребенком, оказывают решающее влияние на результаты. Они ведут к установлению надежного положительного контакта, доверительного отношения, повышают продуктивность обучения и совместной деятельности.  

Ключевыми психологическими установками считаются:

- Доброжелательность по отношению к ребенку. Агрессия взрослых – серьезное препятствие на пути к установлению положительного контакта. Целеустремленность и упорство взрослых, принимающих участие в обучении ребенка. Важна готовность проводить занятия систематично и регулярно. Только ежедневное, систематическое обучение позволяет ребенку осваивать новые умения и закреплять уже усвоенные навыки. Терпимость по отношению к ребенку. Необходимо помнить, что только длительная, целенаправленная работа и большие усилия взрослых приведут к положительным изменениям в развитии ребенка. Внимательность и оптимистичность. Важно замечать каждый последующий шаг, сделанный ребенком, искренне радоваться ему и воспринимать его как большой успех. Стремление поддержать ребенка в трудных ситуациях, быть для него опорой по мере необходимости. Аутичный ребенок всегда нуждается в поддержке со стороны взрослого. Готовность поощрять ребенка каждый раз, когда он делает попытку выполнить задание, даже если она не очень успешна. Требовательность взрослых в процессе обучения и повседневной жизни. Не позволяйте ребенку управлять собой. Важно помнить, что руководить процессом обучения должен взрослый, а не ребенок. Не позволяйте ему устанавливать собственные правила в процессе занятий. Будьте спокойны, тверды и психологически устойчивы при взаимодействии с ребенком. Всегда будьте последовательны в своих действиях. Устанавливая рамки поведения для ребенка, никогда не позволяйте нарушать их. Исключений быть не может, даже если это праздник. Сохраняя за собой лидирующие позиции в процессе обучения и повседневной жизни, позволяйте ребенку руководить ходом игры. В этом заключается основное отличие между обучением и игрой. Всегда учитывайте интересы ребенка в процессе коррекционной работы: это усилит его мотивацию. Проявляйте уважение к ребенку, к его интересам и потребностям.

свернуть