Педагогам

Ребенок-левша. Практические советы по оказании помощи "леворуким" детям"

Существует несколько видов леворукости, принципиально различающихся по своему происхождению. Различают естественное, генетическое и наследственное левшество и леворукость. Первое означает, что ведущую роль в работе мозга берет на себя правое полушарие, и это соответствует определенному устойчивому типу работы нервной системы и головного мозга. Леворукость же предполагает активное использование временно или навсегда левой руки. Вызвать это могут родовая травма, особенности развития и даже воспитания. По мере роста ребенка и активизации работы левого полушария у таких детей может произойти «волшебное превращение» левши в правшу.

Левша - человек, предпочтительно пользующийся левой рукой вместо правой. Люди, являющиеся левшами, в основном, используют левую руку намного чаще, чем правую.

Психологи отмечают следующие качества леворуких детей.

  • "Левши" часто отличаются от своих сверстников затянувшимся периодом упрямства.
  • Обычно - это художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Уже с трех лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют, лепят из глины, воска или пластилина.
  • У них нередки хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.
  • Часто они позже начинают говорить и иногда испытывают затруднения в произношении некоторых звуков.
  • Бывает, что им с трудом даются чтение, письмо и математика.
  • Ребенок-левша непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда - плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний.

ТЕСТЫ ДЛЯ ЛЕВШЕЙ.

Есть специальный тест, который позволяет среди новорожденных выявить левшей. Он называется "поза фехтовальщика", это когда правая рука прижата к туловищу, а левая вытянута вперед. Если в положении на спине младенец в течение первого месяца жизни, регулярно принимает эту позу, то значит он левша. Еще доминирующую руку у ребенка можно распознать по повороту головы в течение первых 3-5 дней жизни. Если лежа на спине, малыш непроизвольно наклоняет голову в правую сторону, то он правша, а если в левую - то левша.

Для определения преобладающей руки у ребёнка постарше, предложите ему выполнить задания и ответьте на вопросы.

  1. Попросите малыша расчесаться. В какую руку он возьмет расческу?
  2. Обратите внимание на то, в какой руке он держит карандаш или ручку во время рисования.
  3. Дайте ребенку послушать часики. К какому уху он их поднесет?
  4. Предложите посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой это будет глаз?
  5. Понаблюдайте, какая рука у ребенка активнее, когда он мастерит цепочку из скрепок, или нанизывает пуговицы на толстую нитку.
  6. Пусть малыш вырежет ножницами рисунок из любой открытки (цветок, машину и т.п.). Ведущая - та рука, которой ребенок держит ножницы.
  7. Предложите малышу 2-3 пузырька с завинчивающимися крышками. Попросите его открыть и закрыть пузырьки. Ведущая рука та, которая крутит крышку (или пузырек).

Если из этих заданий более шести ребенок выполнил левой рукой, то, скорее всего, он - леворукий.

Если по этим тестам вы не смогли определить ведущую руку ребёнка, попробуйте следующее упражнение. Возьмите стакан, положите в него мелкие пуговицы или бисерины и попросите ребенка ложкой доставать их по одной штуке. Эти действия очень сложны для детей, поэтому они обязательно возьмут ложку в ведущую руку.

Раньше в школах леворуких детей переучивали. Сегодня физиологи, психологи, педагоги едины во мнении: ни в коем случае этого делать нельзя! Насильственное переучивание левшей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы головного мозга, как правило, ведет к негативным последствиям. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Бывают нарушения сна, потеря аппетита, головные боли, жалобы на усталость в правой руке, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.

К наиболее часто встречающимся проявлением невротической симптоматики у переученных левшей можно отнести:

  • нарушение сна;
  • нарушение аппетита;
  • головные боли (боли в животе);
  • страхи;
  • энурез;
  • заикание;
  • тики; навязчивые движения;
  • повышенная возбудимость, раздражительность;
  • укачивание в транспорте:
  • повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам;
  • двигательное беспокойство, неусидчивость;
  • вялость, заторможенность.

К ЧЕМУ ПРИВОДИТ НАША НАСТОЙЧИВОСТЬ?

Переучивая ребенка-левшу держать в правой руке ложку, карандаш, мы тем самым перекладываем врожденные функции ведущего у левшей правого полушария на левое, в котором у них нет так называемой проекционной базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. Развивающаяся на базе слухового восприятия речь "не знает", в каком полушарии ей "осесть", ее все время "запихивают" в то полушарие головного мозга, которое должно реализовать не речевое, а музыкальное восприятие и воспроизведение.

Именно поэтому нередко взрослые левши, которых в раннем детстве жестоко переучивали, не умеют ориентироваться на местности, танцевать, не воспринимают мелодии (о таких людях говорят, что им медведь на ухо наступил). Дети неловки в движениях, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки и, как всякий лишенный свободы человек, подвержены неврозам: либо заторможены в развитии, либо чрезмерно возбуждены, упрямы, невнимательны.

Если у ребенка ведущий глаз левый, он не сразу может научиться ориентированию на листе бумаги. Зрение устроено так, что у левши глаз невольно падает на правую сторону книги и тетради. Поэтому он и читает слово с конца. Видит, что получается бессмыслица, и не решается произнести это вслух. Родители же или учитель не понимают, почему ребенок читает с паузами, торопят его, травмируют, тогда как малышу надо помочь.

Настойчивое переучивание левши с левой руки на правую может привести к недостаткам произношения, заиканию, трудностям в школьном обучении, второгодничеству, нелюбви к чтению чуть ли не на всю жизнь. А бывает и похуже - к негативизму, уходу из школы и из семьи, бродяжничеству. Речь таких ребятишек долгое время остается односложной, задерживаются навыки рисования, двигательная пластика. А виноваты в бедах ребенка его родители, стремящиеся сделать своего младенца таким, как все, то есть правшой.

Многие левши, переученные в детстве, всю жизнь пишут и держат ложку правой рукой. Зато все, чему их не обучали в детстве делать правой рукой, даже в зрелом возрасте делают левой. Правая рука нередко остается у них менее ловкой, менее приспособленной к труду.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СЕКРЕТЫ ОБУЧЕНИЯ МАЛЕНЬКИХ ЛЕВШЕЙ.

Необходимо использовать пошаговую подачу материала. Т.е. для обучения левшей идеально подходит разбивка всей системы действий на последовательные операции. Левша должен все воспринимать строго последовательно.

Поэтому при объяснении способа действия необходимо выделять этапы выполнения в их четкой последовательности, а порядок оформления заданий унифицировать, сделав его пригодным для любого вида работ.

У левшей протекание многих видов психической деятельности требует привлечения внешних осознанных приемов для овладения операциями, которые у правшей формируются независимо от усилий ребенка в процессе его роста. Поэтому начинать заниматься формированием отдельных звеньев пространственных представлений надо как можно раньше и уж не позднее 5-7 лет, а 9 лет - это тот возраст, когда происходит нарастание саморегуляции и активности внутримозговых связей, что приходится именно на период обучения в начальной школе.

Понятия "верха" и "низа" (пол - потолок) обычно бывают усвоены хорошо, чего не скажешь о терминах "следующий", "предыдущий". Следует учитывать тот факт, что у детей, стоящих лицом к классу, "право" соответствует понятию "лево" для сидящих за партами, что с трудом и медленно усваивается первоклассниками, особенно левшами.

Параллельно совершенствуется ориентация на листе бумаги, ведь если понятия "право" и "лево" остаются без изменения, то направления "верх" и "низ" оказываются на одной плоскости, но если поставить лист вертикально и отметить на нем внизу точку, а затем положить бумагу на парту, то ребенок убедится в том, что "низ" оказывается именно в этом месте. То есть "низ" - у живота, а "верх" - самый дальний. Это лучше объяснить, потому что у правши операция переноса "низа" на низ листа, где он без сомнения и рисует траву, происходит естественно, а для левши надо привлечь внешние средства, чтобы все стало понятным, иначе он еще долго будет в уме каждый раз производить операцию переноса.

Далее отрабатываются понятия верхнего правого угла, нижнего левого угла и т.д. Продуктивен для занятий с целым классом вариант, при котором лист бумаги заменяется поверхностью парты и ребенок работает в границах своего рабочего места. Ученики по команде учителя кладут на указанное место, например, в верхний правый угол, ластик. В этом случае проследить за движениями бывает значительно проще.

Очень важным этапом освоения левшой тетрадного листа является верный отсчет клеточек во всех направлениях. Дело в том, что попытки их подстраховать часто заканчиваются провалом, так как ребенок попросту не замечает точки-подсказки! Поэтому команду "отступить вниз три клеточки" хорошо подкрепить движением руки вниз.

Затем подходит очередь графических диктантов. Желательно, чтобы по окончании диктовки в тетради при верном выполнении получался какой-то узнаваемый силуэт.

В современных пособиях встречается много заданий на подбор пары данной фигурке из нескольких приведенных ниже вариантов, среди которых присутствует и зеркальное изображение. Полезно копировать образец, начав с простых фигур и постепенно их усложняя, но по-прежнему при предварительном анализе выделяя отдельные части и спланировав порядок работы.

Дисграфические ошибки на письме леворуких детей и как их предотвратить:

- выраженные нарушения почерка,

- неправильное начертание букв (оптические ошибки: п-т, л-м, н-к, х-ж и др.), - искажение соотношения частей, зеркальное письмо.

  • Предлагайте ему как можно больше шнуровать, завязывать и развязывать узелки. Левой рукой, конечно. Пусть выкладывает мозаику, собирает пазлы.
  • Полезно собирать-разбиратьмодельки из "Лего", раскручивать-закручивать мелкие детали конструкторов.
  • Раскладыватькарточки, сдавать карты - тоже хорошая тренировка.
  • Вашими помощниками в занятиях с ребенком могут стать обычные трафаретыс изображениями животных, птиц, фруктов, овощей и т.п. Для детей более старшего возраста будут полезны трафареты для написания букв и цифр. Эти занятия уже будут нацелены не только на развитие мелкой моторики рук , но и на профилактику ошибок в написании.
  • Очень хороших результатов помогает добиться штрихование.

Штриховать можно самостоятельно нарисованные геометрические фигуры, картинки в книжках-расскрасках, мультяшных героев.

  • Очень важно, чтобы ребенок имел представление о правильном образе букв и цифр. Написать среди "правильных" букв неправильные или сделать на компьютере "тренировочный" лист с ошибочно написанными буквами и цифрами.
  • Предложите ребенку самостоятельно дориовастьотсутствующие элементы у букв, написание которых может вызвать сложности.

Ориентируясь на то, что образное мышление левши более развито, можно предложить ему найти ассоциации для каждой из "сложных" букв, тогда их ребенок запомнит гораздо быстрее. Например, Буква Ч похожа на чайник с носиком.

  • Можно предложить ребенку конструироватьбуквы из палочек разной длинны, спичек, зубочисток.
  • Очень хорошее упражнение - обводить предметов по контуру.
  • Еще один вид упражнений, который направлен не только на подготовку к освоению навыков письма, но и на тренировку внимания и памяти, это срисовывание.
  • Не стоит забывать о том, что ребенку очень полезно рисовать, раскрашивать, лепить из пластилина, делать аппликации.Так же упражнения и специально организованные занятия для развития мелкой моторики будут очень полезны.

ТОВАРЫ ДЛЯ ЛЕВШЕЙ.

Важно понять, что ребенку-левше неудобно пользоваться обычными пишущими принадлежностями, они тратят больше времени и усилий, чем правши. Например, левшам очень неудобно работать с ластиками обычной формы. Им удобнее пользоваться ластиками треугольной формы, которая соответствует естественному захвату руки и уменьшает мышечные усилия, необходимые для удержания ластика.

Также пользоваться обычной линейкой леворуким ученикам неудобно. Это связано с тем, что рука движется слева направо, при этом закрывается шкала и размазывается линия. Эти проблемы решаются с помощью линейки для леворуких, разметка шкалы в которой идет справа налево.

Также для левшей разработаны: ручки, карандаши, фломастеры, ножницы, линейки, точилки, ластики.

свернуть

Консультация «Кейс-технологии»

Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон, и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии. Сегодня хотела бы познакомить вас с использованием кейс-технологии. Кейс (от англ. Сase - случай) — это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах. Соответственно, решить кейс — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение.

«Кейс-технология» в образовании - интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса.

Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. От проектной деятельности она отличается тем, что это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. С внедрением кейса в проектную деятельность дети сами находят проблемную ситуацию, при этом активно развивается самостоятельность и инициативность детей. Кейс не предлагает школьникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

При помощи кейс технологии у детей развивается способность работать с информацией (анализ, классификация проблемы, т. е. находить решение конкретной проблемы); развивается связная, грамматически правильная речь, аналитическое, творческое мышление, формируются навыки коммуникативного взаимодействия, использовать приобретенные в процессе решения кейса знания и навыки в жизненных ситуациях.

Наиболее используемые кейсы в школьном образовании:

Технологии кейс – стади

Цель: описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы

Пример: ситуация, произошедшая на прогулке.

Цель: Закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета.

Продолжение формирования культуры общения.

Воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.

 Кейс-иллюстрация

Цель: разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Пример: ситуация на дороге.

Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде.

Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

В «фото – кейс» входит:

  1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.
  2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
  3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Ситуационно-ролевая игра или Ролевое проектирование – это вид кейс – технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта школьников посредством проигрывания заданных ролей.

Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.

Важной особенностью данной технологии является:

  • умение школьниковпринять на себя роль;
  • умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;
  • ролевое взаимодействие.

Использование кейс -технологии позволяют:

  • Повышать мотивацию обучения
  • Развивать интеллектуальные навыки
  • Развить умственные, сенсорные и речевые способности
  • Развивать аналитические умения: классифицировать, анализировать, представлять свой взгляд на решение проблемы.
  • Формироватьнавыки коммуникативного взаимодействия (вести дискуссию, защищать собственную точку зрения, убеждать).
  • практические умения
  • социальные умения(оценивать поведение детей, умение слушать, поддерживать чужое мнение)

И хочется закончить выступление словами А. М. Макаренко «Научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно»

 

свернуть

Рекомендации учителя-дефектолога педагогам по обучению детей с нарушением речи

  • На определенный отрезок времени давать только одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
  • В случае затруднений при выполнении задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.
  • Индивидуальный режим написания контрольных работ
  • Увеличение времени на выполнение заданий или сокращение объема заданий;
  • Адаптация трудных заданий, их упрощение;
  • Использование разнообразных видов помощи (схемы, опоры, алгоритмы, планы). Новый учебный материал также следует объяснять по частям. Вопросы учителя должны быть сформулированы четко и ясно (прямые) без логического контекста; необходимо уделять большое внимание работе по предупреждению ошибок: возникшие ошибки не просто исправлять, а обязательно разбирать совместно с учеником.
  • С целью адаптации объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся систему изучения того или иного раздела программы нужно значительно детализировать: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий, такие как:

-дополнительные наводящие вопросы;

-наглядность;

-картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала;

  • Приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;
  • Помощь в выполнении определенных операций;
  • Образцы решения задач;
  • Поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.
  • Действия по образцу сначала следует отрабатывать на упражнениях с одним заданием, а затем постепенно вводить образец в упражнения с несколькими заданиями. Нужно, чтобы ученик возвращался к образцу на каждом этапе деятельности: «Правильно ли я сделал, так ли у меня получилось, как в образце?», что позволит видеть возможные расхождения, находить и устранять их причины.
  • Разбивать тексты на части
  • Особое внимание уделять при изучении звуковой стороны речи.
  • Следить за четким произнесением звуков и точностью выполнения артикуляторных движений ребенка.
  • Многократный повтор педагогом слов с правильным образцом артикуляторного уклада (медленное проговаривание педагогом).
  • Четкость пересказа при организующей помощи педагога (вопросы).
  • Не учитывать при оценивании работы специфические ошибки на письме:

o Перестановки букв и слогов (онко-окно)

o Недописывание слогов в слове

o Замены букв по акустическим и артикуляционным признакам

o Искажение слова (наотух-на охоту)

o Наращивание слова лишними буквами и слогами

o Аграмматизмы (катались на санки, пять белые грибы)

o Замены и смешение оптически сходных букв (с-о, с-е)

o Замены и смешение кинетически сходных букв (о-а, л-м, х-ж)

свернуть

Основные формы взаимодействия учителя-дефектолога и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников

Наиболее эффективным в решении проблемы преодоления нарушений устной и письменной речи учащихся общеобразовательной школы будет тандем в работе учителя-дефектолога и учителя начальных классов. Это обусловлено тем, что учитель начальных классов и учитель-дефектолог стремятся к общей цели – дать качественное образование.

Учитель-дефектолог и учитель начальных классов, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимопониманию для выработки единого подхода к обучению учащихся, нуждающихся в специализированной помощи.

Известно, что научить детей читать и писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителей, ошибки при чтении и письме.

Основные направления сотрудничества учителя-дефектолога  и учителя начальных классов:

  • организация комплексной диагностики нарушений письма;
  • организация индивидуальной работы учащихся с нарушениями письма на уроках;
  • вовлечение в коррекционно-педагогическую деятельность членов семьи детей с нарушениями письма.

Также анализ материалов, посвященных вопросу сотрудничества учителя-дефектолога и учителя начальных классов, позволил выделить и основные формы сотрудничества:

  • участие в работе ПМПК школы;
  • совместное проведение круглых столов по вопросам диагностики нарушений письма и чтения планирования индивидуального образовательного маршрута учащегося;
  • консультации;
  • участие в педсоветах;
  • совместное проведение родительских собраний;
  • открытые занятия учителя-дефектолога;
  • участие учителя-дефектолога в методических объединениях учителей начальных классов;

Одной из активно реализуемых форм сотрудничества учителя-дефектолога и учителя начальных классов, по мнению ведущих специалистов, должно являться консультативное сопровождение. Данная форма позволяет учителю начальных классов занять активную позицию в решении учебной проблемы ребенка, сделать самостоятельный выбор пути ее разрешения. Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений.

Традиционные и инновационные формы взаимодействия учителя-дефектолога и учителя начальных классов.

Диагностический этап

Важную роль на диагностическом этапе работы может сыграть одна из форм взаимодействия анкетирование учителей начальных классов, которое поможет спланировать работу сотрудничества учителя-дефектолога и учителей начальных классов.

На диагностическом этапе работы учитель-дефектолог знакомит учителя начальных классов с результатами. Также учитель-дефектолог знакомится с учебной программой и стандартом начального общего образования, интересуется технологиями, применяемыми учителем, его методами и приемами.

На подготовительном этапе коррекционно-педагогической работы планируются следующие мероприятия:

  • совместное проведение родительских собраний;
  • участие учителя-дефектолога в методических объединениях учителей начальных классов;
  • открытые уроки учителей начальных классов;
  • консультации учителя-дефектолога для учителей начальных классов;
  • консультации учителя-дефектолога для родителей;
  • участие в работе ПМПК.

Коррекционный этап

На коррекционном этапе в целях пропаганды своих занятий учитель – дефектолог ведет индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся.

На методических объединениях, совещаниях, где решаются разнообразные организационные вопросы, учитель-дефектолог выступает с докладами, проводит дискуссии на темы, представляющие интерес для педагогов (например, «Виды речевых нарушений и их влияние на усвоение учебной программы»). Также он принимает участие в работе педсоветов: например, знакомит педагогов со связью коррекционной работы с программой обучения русского языка и чтения.

Важной формой сотрудничества на коррекционном этапе выступают открытые занятия учителя-дефектолога. На занятиях учащиеся приобретают новые речевые навыки и умения, которые затем совершенствуются в ходе учебного процесса. Поэтому посещая открытые учителя- дефектолога занятия, учитель знакомится с целым рядом специальных приемов, которые затем может использовать на своих уроках.

Учитель начальных классов по рекомендации учителя – дефектолога осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля.

Инновационной формой взаимодействия является проектная деятельность, которая повышает у детей мотивацию к учебно-познавательной   и речевой деятельности, повышается уровень саморегуляции речевой деятельности, активно развивается эмоционально-волевая сфера.

Практически все учителя начальных классов, оценивая работу детей, не делают скидок на ошибки специфического характера, включая их в существующие нормы оценки письменных работ. Однако эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменного, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Задача учителя-дефектолог, во-первых, научить учителя отличать специфические ошибки от орфографической, а во-вторых, обратить внимание на то, что ошибки специфического характера не должны засчитываться при оценке письменной работы учащегося. Эта задача также может решаться в консультативной форме.

Во избежание недоразумений учителя начальных классов должны знать, что на своих занятиях учитель-дефектолог очень специфично оценивает работу обучающегося. Оценка на занятии ставится по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, то есть за внимательность в течение всего занятия, активность, желание работать и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Учитель-дефектолог должен убедить учителя в том, что создание для ученика благоприятного психологического климата на уроке значительно важнее нормальной оценки.

На индивидуальных консультациях и в беседах учитель-дефектолог с учителями начальных классов в течение всего учебного года информирует о направлениях коррекционно-педагогической работы по устранению нарушений письма. Это следующие направления:

1.Развитие фонематического восприятия. Фонематического анализа и синтеза.

2.Развитие языкового анализа и синтеза.

3.Развитие слогового анализа и синтеза.

4.Устранение аграмматической дисграфии.

5.Устранение оптической дисграфии.

6.Развитие моторики.

В помощь учителю начальных классов учитель-логопед может рекомендовать игры и упражнения, которые учитель начальных классов будет применять на своих уроках.

Оценочный этап

На оценочном этапе основными формами сотрудничества могут стать: круглые столы, а также участие в заседании ПМПК, где проводится совместное обсуждение успехов учащихся, определяется возможное содержание дальнейшей коррекционно-педагогической работы.

Таким образом, сотрудничество учителя-дефектолога и учителя начальных классов, выступает в качестве важного условия организации коррекционно-педагогической работы по устранению нарушений письма в современной общеобразовательной школе. Выстроенная система взаимодействия между учителем-дефектологом и учителями начальных классов может сделать систему коррекционной работы по преодолению специфических нарушений письменной речи у учащихся начальных классов более эффективной, что в дальнейшем позволит детям максимально адекватно воспринимать учебный материал и адаптироваться к процессу обучения.

 

свернуть

Игры, развивающие психические процессы (внимание, память, мышление, восприятие)

Методы и формы работы с детьми с особенностями психофизического развития

В работе с детьми с особенностями развития наглядные методы являются крайне востребованными, особенно на начальных этапах обучения. Наглядные методы реализуются при опоре на сохранные звенья высших психических функций и использовании возможностей наиболее упроченных форм деятельности. Опора на сохранные звенья в процессе обучения позволяет временно перевести нарушенные функции на другой, более низкий и доступный уровень их осуществления. Соединение в восприятии языкового материала слуховых (прослушивание заданий, аудио-образцов), зрительных (картины, схемы, таблицы, компьютерные презентации, демонстрации предметов и опытов и т.д.) и моторных (процесс письма) усилий со стороны учащихся способствует более прочному усвоению вводимого материала.

    В обучении детей с особенностями развития важно избегать перегруженности, которая снижает качество восприятия материала и приводит к быстрому утомлению и эмоциональному пресыщению школьников.

    Практические методы обучения (метод упражнений, лабораторные и практические работы, игра и др.) широко используются в процессе обучения детей для формирования предметных и универсальных компетенций.

    Развитию познавательной активности учащихся, проявлению заинтересованности в приобретении знаний способствуют дидактические игры и игровые приемы. Проведение игровых занятий создает оптимальные условия для развития потребностно-мотивационной сферы детей и облегчает процесс их адаптации к новым условиям. Повышение уровня умственного развития учащихся осуществляется в процессе деятельности всех видов – игровой, трудовой, предметно-практической, учебной.

    Использование продуктивных видов деятельности на начальных этапах обучения эффективно и в целях формирования самоконтроля и самооценки учащихся. Опора на практические действия необходима также в целях формирования знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям программ обучения по учебным предметам.

    При выполнении упражнений, как наиболее распространенного практического метода, школьнику с ОПФР необходимо соблюдать четкую последовательность, поэтапность действий, предварительно заданную учителем. Обязательное первоначальное оречевление действий постепенно свертывается и переводится во внутренний план.

    Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют специфику в процессе обучения детей с особенностями развития и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами.

    Недостаточная сформированность основных мыслительных операций и памяти детей с нарушениями развития (замедление скорости приема и переработки сенсорной и речевой информации) определяют необходимость дозированного сообщения нового материала (методом «малых шагов»)
с большой детализацией, развернутостью, с конкретностью действий в форме алгоритмов.

    Работа учащихся со схемами, алгоритмическими предписаниями, таблицами, памятками обеспечивает формирование полноценных навыков последовательного выполнения практических и умственных действий, необходимых для усвоения знаний.

    При использовании словесных методов в работе со школьниками
с особенностями психофизического развития необходимо создавать оптимальные условия, позволяющие активизировать их познавательную деятельность, обеспечивать целенаправленность их восприятия и устойчивость внимания, формировать умения учебного рассуждения, быстро реагировать
на возникающие у детей трудности. Наиболее эффективным является проведение бесед при объяснении, закреплении, обобщении материала.

    Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, индивидуальные домашние задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности):

- максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт;

- рассказ по рисунку, опорным словам, схемам;

- на уроке максимально загружать умственной работой (дома могут не выполнить), оказание помощи во время урока, поддержки, внимания;

- обучение работе с книгой: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов, с привлечением личного опыта ученика с целью вызвать ассоциации, образы;

- создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником
и учителем;

- оценивание не результата и его соответствия нормам отметок, а участие
в коллективной работе, поддержка желания работать, интереса к предмету (лучший стимул-похвала, оценка деятельности).

    САМЫЕ ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми с особенностями:

1. Воздействие на все органы чувств.

2. Разнообразные виды деятельности.

3. Обращение к опыту ребенка.

4. Комфортные условия на уроке.

5. Ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей.

6. Содружество учителя и учащихся.

7. Предъявление заданий малыми дозами.

8. Игра.

9. Формирование чувства самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).

 

Методические приемы:

- Поэтапное разъяснение заданий.

- Последовательное выполнение заданий.

- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

- Близость к учащимся во время объяснения задания.

- Перемена видов деятельности.

- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.

- Чередование занятий и динамических/физкультурных пауз.

- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

- Работа на компьютерном тренажере.

- Использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.

- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

свернуть

Требования к речи взрослого