Для вас, родители!

Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда

Родителям о развитии речи ребёнка

Необходимо обратить особое внимание на:

Состояние звукопроизношения

Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки

Состояние фонематических процессов

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы

 Состояние грамматического строя

Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

Состояние слоговой структуры слова

Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод...

Состояние словарного запаса

Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова - действия, слова - признаки.

Состояние связной речи

Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок

На что ещё обратить внимание:

Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы).

Состояние пространственных функций (умение определять «право - лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.

Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).

Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).

Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).

Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).

Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.),выделение лишнего с объяснением).

Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).

 И ещё кое-что….

u   Испытывайте уважение к ребенку как к личности. Сохраняйте доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье.

u   Развивайте и поддерживайте интерес ребенка к обучению. Во время выполнения домашнего задания проводите физкультминутки, следите за осанкой ребенка.

u   Поощряйте успехи («Ты сможешь, ты способен»), не акцентируйте внимание на неудачах при обучении. Не требуйте любой ценой только высоких результатов. Объясняйте, как важно получать новые знания и развивать свои способности.

u   Не наказывайте ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещайте гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе). Строго придерживайтесь режима дня.

u   Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой-залог успеха.

 Советы логопеда

  1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка.  Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.
  2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, непременно объясните.
  3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие.
  4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, указав на неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны,  не смейтесь над малышом, самое лучшее - тактично поправить.

5. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если есть возможность, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

свернуть

6 простых советов логопеда родителям

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук

РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ

Развитие мелкой моторики пальцев рук оказывает влияние на:

  • развитие речи
  • развитие внимания и памяти
  • развитие мышления
  • развитие координации движения
  • овладение ребенком навыком письма

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук

  • Лепка из глины и пластилина.Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
  • Рисование или раскрашивание картинок– любимое занятие школьников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук.
  • Изготовление поделок из бумаги.Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
  • Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
  • Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
  • Застёгивание и расстёгиваниепуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
  • Завязывание и развязываниелент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша. · Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
  • Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
  • Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
  • Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
  • Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему,что умеете сами!
  • Переборкакруп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.
  • Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
свернуть

Как рассказывать сказки детям

Психологи отмечают, что ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б.Эльконин, Р.Е.Левина, А.П.Усова, Е.И.Тихеева и др.)

К сожалению, родители в наше время из – за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи ребёнка пускают на самотёк. Ребёнок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, сказки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях шести –семи лет.

СКАЗКА – это удивительный жанр устного народного творчества. В ней всё необычно и всё возможно. Через сказку ребёнок получает

представление о добре и зле, о ценностях материальных и духовных, о

жизни как свершении мечтаний во имя любви и правды. Сказка – великая сила, но ребёнка нужно учить вдумчиво слушать и читать её.

   

ЗНАКОМСТВО С ВАРИАНТАМИ

Полезно знакомить ребёнка с вариантами сказок. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идёт переоценка услышанного ранее.

Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать в события, характеры. У них могут появиться и свои собственные придуманные варианты сказок.

ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ

Читать и рассказывать сказки надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточными. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребёнок всё более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки.

 

КАК ЧИТАТЬ КНИГИ РЕБЁНКУ

 

ЧТЕНИЕ ВСЛУХ

Полнота восприятия зависит от того, насколько глубоким окажется проникновение в текст, насколько выразительно вы донесёте образы персонажей, передадите и моральную направленность, и остроту ситуаций, и своё отношение к событиям. Дети чутко реагируют на мимику, интонацию, жест.

ПЕРЕСКАЗ И БЕСЕДА

По книге позволяют лучше понимать и запоминать содержание. Однако не пытайтесь сразу напрямую объяснить своими словами содержание или мораль прочитанного. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить ребёнка возможности почувствовать то, что он ещё не может осмыслить.

РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

учит замечать художественные детали, понимать характеры сказочных героев и их взаимоотношения, чувствовать гамму красок, их эмоциональную выразительность, проникаться чувствами и настроениями, которые выражает рисунок.

свернуть

Письмо без ошибок

Знайте все задания ребенка по русскому языку и тщательно следите за их исполнением, но помните: это все же его задания, а не ваши.

Проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок. За малейшие успехи премируйте ребенка полезными вещами: книгой, походом в театр, развивающей игрой — или наградите поцелуем на ночь, теплым словом.

Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам.

Каждое утро растирайте ребенку шейную и затылочную зоны жестким полотенцем, следите за тем, чтобы ребенок по утрам принимал контрастный душ, правильно питался (полезная для ума пища — бананы, орехи, мед, лимоны).

Выделите ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией. Повесьте над столом интересные и смешные цитаты из произведений. Научите ребенка искать их в книгах. Назовите это занятие «собиранием умных мыслей».

Играйте в рифмы, сочиняйте и записывайте веселые, абсурдные стихи, заведите для них специальную тетрадь. Обсуждайте с ребенком ваши совместные произведения.

 

Упражнения по формированию орфографических навыков

1. Прочитай слова орфографически. Найди ошибки.

Озер, огнь, овщи, акуа, ивога, изю, учеик, уроай, ягод, чака, старенькй, сапжник, ворта, доик.

  1. Прочитай словосочетания орфографически. Найди ошибки.

Хвойноедерво, сторон света, холдный чай, редкй дождь, легкий портфель, уличный киосэк, пасмурый день, новый театар, просторые улицы, корова мчит, собка лает, петх поёт.

  1. Прочитай предложения орфографически. Найди ошибки.

Прилетела к нам синика. И чтоб ей полече стало,

Сел прямо под окнм. Вед исчезичевячки,

Эту маленькюптичк. Для неё кусочики сала.

С нетепением мы ждём. Мы повесм на сучки.

- В лесной чаще легли густыетни. Одна за другой умолкют птиц. Спрятались дневыбабочк.

- Не гудят мохнатые шмели. Не бегут по тропнкемрави. Надвигатся тёплая, летняя ночь.

- Дикобраза называют живы кактсом. Любима его пищя: клубни,лковицы,кореня, молоды почакикукрузы. Крепими зубам он лекоперерызаетпроволочну сетку.

Дятел лчитдеревья.Онклвом долбит кор и язкомдостат личинки. Язык у дтладлинный, лепий, с зазубринками. Насекмыеприлипют на него.какаползная птица!

В это утро очень рано

Соскочил щенок с двана.

Стал по команате ходит,

Прыгат лаять всех будит.

 

  1. Спиши слова, проговаривая их орфографически.

Игрушечный, мандаринчик, плодородный, хлопотливые, Екатерина, Австралия, железнодорожник, Таджикистан.

Проверь слова, прочитывая их орфографически

  1. Спиши словосочетания, проговаривая их орфографически.

Клейкие листочки, сладкие конфеты, фантастический фильм, майский ландыш, пассажирский поезд, клубничный джем, Персидский залив, ароматная приправа, чёткое изображение, чудное мгновенье.

  1. Спиши предложения, проговаривая при письме каждое слово орфографически.

Как красив пёстрый ковёр из разноцветных трав!

На деревьях раскрываются клейкие почки.

Мохнатые тучи несутся низко над морем.

У кролика вздрогнуло сердце.

Ярко блестят снежные звёздочки.

Струйки воды бегут по камешкам.

Проверь написанное, прочитывая слова орфографическим чтением.

  1. Спиши текст, проговаривая их орфографически.

Выпал первый снег. Лес и теперь хорош. На берёзах ещё желтели листья. Ели и сосны были зеленее, чем летом.

Ёжик очень осторожный. При встрече с хищником ежа не всегда спасают колючки. Этот зверёк боится воды. Хитрая лиса может закатить ёжика в речку.

  1. Контрольное списывание.

1) Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2) повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3) Выдели орфограммы в тексте (буквы, в написании которых можно ошибиться)

5) Прочитай предложения орфографически.

6) Пиши, диктуя себе орфографически.

7) Проверь себя. Читай то, что написал в тетради, подчёркивая ошибкоопасные буквы.

- В лесу жил ёж. Ночью он приходил в сад. В саду ёж находил яблоки. Он заготавливал корм на зиму.

- Это наша река. В реке щуки, ерши, караси. Володя ловит рыбу. Вот лещ. Володя несёт леща бабушке.

- А вот и осень. Листья падают. Трава пожелтела. Цветы завяли. Дует ветер. Идёт дождик.

- Пришла холодная зима. Кругом много снега. Намело большие сугробы. Дети на горе они катаются на лыжах.

- Оживают деревья. Почки набухают. Журчат ручьи. Птицы щебечут. Показалась первая травка.

- Наступило лето. Поляна покрыта цветами. Девочки рвали цветы. У Риты большой букет колокольчиков. У маши букет ромашек.

- Ребята пошли в лес. Вдруг налетел вихрь. Мелкий песок слепил глаза.

Надвинулась тяжёлая туча. Сверкнула молния. Грянул гром. Хлынул дождь. Ребята побежали в сторожку лесника.

свернуть

Помощь детям с дислексией в домашних условиях

Овладение чтением является сложной и напряженной для ребёнка работой, требующей от него много интеллектуальных, эмоциональных и физических сил. У некоторых детей процесс овладения чтением осложняется ещё и тем, что обнаруживаются специфические проблемы, которые делают этот процесс ещё более сложным и приводит к стойким нарушениям чтения.

Что такое дислексия?

ДИСЛЕКСИЯ - это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением, при сохранном слухе, зрении, интеллекте и регулярном обучении.

Дети с дислексией допускают при чтении следующие ошибки:

  • пропускают звуки, слова и предложения,
  • добавляют ненужные звуки и слова,
  • искажают звучание слов,
  • меняют буквы и слова местами,
  • заменяют слова,
  • иногда пропускают начальные слоги слов,
  • не дочитывают окончания слов,
  • перескакивают со строчки или теряют строчку,
  • не понимают смысла прочитанного,
  • темп чтения медленный.

Негативные последствия дислексии в школе

  • Хроническая неуспеваемость по чтению и письму.
  • Болезненные переживания при чтении вслух при детях, фобия чтения.
  • Невозможность пользования текстами в учебниках.
  • Плохое понимание условий задач по математике.
  • Крайне низкая продуктивность при чтении материала учебников дома.

 

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ:

 Подход «больше читать» успеха не принесет. Не заставляйте ребенка

многократно перечитывать и читать большие тексты. Это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок. Лучше читать меньше, но качественнее.

 Если ребёнок плохо читает, не наказывайте его чтением. Читайте вместе с ним. Можно по очереди, хором, по 1 предложению.

 Откажитесь от проверок чтения на скорость. Не торопите его при чтении.

 Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми, сравнивайте его только с ним самим на предыдущем этап.

 Не раздражайтесь, не ругайте и тем более, не наказывайте ребёнка,

если он ошибается. Исправлению ошибок это не поможет, а только снизит желание учиться. Но и хвалить без причины тоже не стоит.

 На всем протяжении занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

 Старайтесь, чтобы интеллектуальные и речевые нагрузки у ребёнка

чередовались с физическими и подвижными играми. Чаще гуляйте с

ребёнком, в это время мозг насыщается кислородом, улучшается его

работоспособность.

Если ребёнок путает буквы, существует много разнообразных приёмов, помогающих запомнить зрительный образ букв. Например, буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, рисовать на манке, обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв.

Приём «Дермолексия» - на ладони ребёнка рисуем букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.

Корректурные пробы - возьмите листок из старой детской книги, журнала или газеты и предложите зачеркнуть на нём ту букву, которую он путает, не может запомнить.

Например: «Зачеркни (обведи) все буквы В на этойстранице» или «Зачеркни буквы А, буквы О обведи в кружок».

«Какой буквы не стало» - перед ребёнком выкладывается ряд букв, предлагается запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, в это время убираете одну букву.

Варианты –поменять буквы местами – ребёнок воспроизводит первоначальный вариант или взрослый добавляет ещё одну букву, обучаемый называет её.

«Творческое создание» букв – предложить букву дописать по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив (переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И; из Щ – Ц и т. д.)

Чтение слоговых таблиц - попросите ребёнка прочитать слоги, записанные в слоговой таблице. Предложите почитать слоги в разных направлениях: снизу вверх, затем слева направо, по диагонали и т.д.

«Какой слог лишний» - положите на столе карточки со слогами, например: РО, СО, МЫ, КО, попросите найти лишний слог и пояснить, почему он лишний. В нашем случае это «МЫ», так как в других слогах есть гласная О.

Снова возьмите карточки со слогами, например: «КА, ПА, ГА, ЗА». Назовите слово, не произнося последний слог. Ребёнок должен выбрать нужный слог и дочитать конец слова. Например, «соро-КА, ко-ЗА, раду-ГА».

Из "рассыпавшихся" слогов предложите составить слово: НИ-СА – СА-НИ, КА-ЖИН-СНЕ – СНЕ-ЖИН-КА.

Чтение слов разной слоговой структуры или игра «ЛЕСЕНКА»

АМ

САМ

СВОЙ

ВЫБОР

ВОСЕМЬ

ДЕВУШКА

КАЧЕСТВО

СТРОИТЕЛЬ

ОГРАБЛЕНИЕ

КРАЕВЕДЕНИЕ

  1. прочти, спускаясь сверху вниз, входящие в неё слова.

2.если встретил непонятное слово, остановись, узнай значение этого слова

3.если встретил слово, которое тебе трудно прочитать целиком, остановись и подели его на слоги.

  1. найди «ХИТРЫЕ» буквы и подчеркни их.
  2. теперь прочитай «ЛЕСЕНКУ» снизу вверх.

6.прочтать слова с ударением на первом слоге, втором, третьем.

«Найди слово» - «Внимательно просматривай строчки. Если увидишь среди букв слово — подчеркни его карандашом».

КОРИМРЬТСГОЦЛШЧШДВСОБАКАТИРФХГОЕЛИТСНЕГТ

ТЬОАКУЛАИТЧЬЛДЦФЛГАЖЮБЬЧЖИВОТКОПРТМИРЙ

ЬТЯЧБЬТМРОЗАГИГОРАИТМРОЫРОБОТИТСОЛГОФШГУ

 

Чтение однокоренных слов - дает возможность детям не только совершенствовать навык чтения, но и восполнять пробелы в развитии лексического запаса слов. Для разнообразия это задание можно выполнять с раздаточным материалом, состоящим из набора слов с похожим звучанием.

Детям предлагают карточки со словами, их необходимо разложить на два столбика по смыслу.

ГОРА ГОРЕ

ГОРКА ГОРЬКО

ГОРНЫЙ ГОРЮШКО

ГОРУШКА ГОРЕВАТЬ

ГОРИСТЫЙ ГОРЕМЫЧНЫЙ

ПРИГОРОК ПРИГОРЮНИЛСЯ

Морской бой - По краям таблицы проставляются цифры. Каждому ребенку дается шифр, разгадав который ребенок отгадает слова. (Продолжив эту игру можно дать задание с найденными словами составить словосочетания или предложения). Можно, наоборот, построить работу таким образом, чтобы ребенок сам зашифровал слова. Подобные игры делают тренировочные задания менее скучными, вызывают интерес у детей.

«Чтение слов написанных наоборот» - читаем слова справа на лево. Например: лобтуф – футбол, кимод – домик, ьдевдем – медведь

«Пол арбуза» - Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами. Для этого надо на книжку положить непрозрачную линейку так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Необходимо прочитать текст, видя только верхушки букв. Затем положить линейку так, чтобы была видна нижняя часть слова. Читаем.

«Прыжок-Остановка» - даете команду: «Прыжок». Ребенок начинает читать текст. По команде «Остановка» ребенок отрывает взгляд от страницы. Задача ребенка – по команде «Прыжок» быстро найти то место, на котором он остановился в прошлый раз.

Выполнение практических действий по письменным инструкциям.

Начинают с простых инструкций и постепенно переходят к действиям с различными предметами (используются разноцветные стаканчики, коробочки разных размеров, цветные шарики, фишки, геометрические фигуры и пр.). Ребенок вытягивает из лежащего перед ним набора карточек-инструкций одно задание типа: "Подними правую руку", "Положи книгу на стол", "Положи красный шарик в белый стаканчик" и т.д. Выполнив это задание, он берет следующую карточку.   Постепенно задания усложняются за счет увеличения длины фраз и изменения их структуры.

Например: "Возьми один, белый шарик из красной коробочки и переложи его в тот стаканчик, где лежит красный треугольник". Затем ребенку предлагается несколько инструкций на одной карточке.

Например: 1) "Положи треугольник на синий квадрат"; 2) "Поменяй местами стаканчики"; 3) "Освободи самую большую коробку".

свернуть

Дыхательная гимнастика

Правильное дыхание очень важно для развития речи, оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха.

 

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

  • Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
  • Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
  • Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
  • Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Рекомендуемые игры и упражнения для дыхательной гимнастики

свернуть

Артикуляционная гимнастика

Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артикуляционного аппарата. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой. Ниже представлен комплекс артикуляционной гимнастики.

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

  1. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.
  2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
  3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
  4. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.
  5. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
  6. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
  7. Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.

свернуть

Игры