Педагогам

Сенсорные расстройства у детей с РАС

Сенсорные расстройства могут быть отдельным состоянием, однако часто они сопровождают другие нарушения, такие так РАС, СДВГ, дислексия, расстройство координации движений, синдром Туретта, рассеянный склероз.

Сфера чувства и ощущений настолько фундаментальна для развития и повседневной жизни человека, что любые проблемы с ней проявится в поведении.

Когда речь идет о сенсорных проблемах, важно избегать неправильной диагностики. Это нормально, когда человека раздражает и не дает сосредоточиться звук работающего вентилятора, а грубая шерсть свитера царапает кожу. Настораживает, когда такие раздражители вызывают сильный эмоциональный ответ – паническое бегство, крик, агрессию. Другим критерием можно считать способность интеграции в нормальную жизнь общества: если сенсорные проблемы мешают учиться и находиться в коллективе, их нужно корректировать.

Некоторые специалисты полают, что под одним общим термином скрываются сразу три группы расстройств:

  1. Расстройство сенсорной модуляции– чрезмерная или, напротив, недостаточная реакция на раздражители. Дети могут или избегать каких-то ощущений, или, напротив, их упорно искать. Нарушения в сенсорной модуляции могут быть разделены на 3 подтипа: - сенсорная сверхчувствительность;- сенсорная недостаточная чувствительность; - сенсорная тяга / поиск
  2. Сенсорно-моторные расстройства– проблемы с моторикой, которые вызваны неверной обработкой сенсорных сигналов.
  3. Сенсорная дискриминация– проявляется в рассеянном внимании, неорганизованности и плохих успехах в школе.

 При аутизме чаще всего наблюдаются расстройства сенсорной модуляции. Необычное поведение выполняет две основные функции: сенсорной защиты и сенсорной самостимуляции. Повышенная чувствительность ребёнка с аутизмом провоцирует избегание болезненных сигналов из окружающего мира в виде сенсорных защит. Например, при гиперчувствительности слухового анализатора ребёнок закрывает уши, прячется, чтобы не слышать шум. В наиболее дискомфортных ситуациях он внутренним усилием отключает слух и производит впечатление глухого. Пониженная чувствительность обусловливает появление сенсорных самостимуляций с помощью сильного раздражителя. Например, при гипочувствительности двигательного анализатора ребёнок с аутизмом бегает по кругу, вращается, поскольку стремятся получить необходимые ощущения.

У некоторых детей недостаток или избыток реакции на раздражитель едва заметен. У других он так выражен, что им трудно нормально жить и учиться. Может быть повреждена только одна сфера чувств, несколько или абсолютно все. Кроме того, возможно наличие смешанных реакций: повышенная чувствительность по отношению к одним раздражителям и пониженная к другим. 

свернуть

Алгоритм взаимодействия учителя-дефектолога и учителя начальных классов

Учитель-дефектолог

Учитель начальных классов

1 этап - диагностический (1 – 15 сентября)

Задачи этапа:

  • определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у школьников;
  • планирование соответствующей коррекционной работы.

1.Проводит углубленное обследование, имеющих речевые         нарушения, и знакомит учителя с его результатами.

2.Приступает к планированию коррекционной работы, учитывая программные требования по русскому языку и литературному чтению, последовательность и время изучения тех или иных тем (но не должен дублировать темы).

3.Планирует мероприятия:

- участие в работе методических объединений учителей начальных классов;

- выступление на педагогических советах, совещаниях, родительских собраниях;

- консультации для учителей начальных классов;

- посещение уроков русского языка и литературного чтения; - проведение коррекционных занятий для учителей начальных классов.

 

1.Знакомит учителя-дефектолога с учебной программой.

2.Сообщает о применяемых методах, приемах и технологиях обучения.

3. Знакомит с индивидуальными особенностями ребенка, с социальным статусом семьи и листом здоровья обучающихся.

4. Координирует взаимодействие между учителем-дефектологом и родителями обучающихся, зачисленных в ПКПП.

 

2 этап – коррекционный (16 сентября – 25 мая)

Задачи этапа:

  • устранение речевых нарушений;
  • развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребенок мог бы успешно обучаться в школе.

1.Периодически информирует учителя начальных классов о специфике и содержании коррекционной работы с детьми, зачисленными на занятия.

2.Показывает учителю начальных классов методы и приемы, которые отрабатываются на коррекционных занятиях.

3.Для своевременного предупреждения, выявления нарушений письма, проводит анализ письменных работ детей и обращает внимание учителя начальных классов на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок.

4.Ведет индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи обучающихся.

1.Сообщает информацию об успеваемости учащихся и эффективности коррекционной работы.

2.При помощи учителя-дефектолога осуществляет контроль над правильной речью детей, участвует в воспитании у них самоконтроля.

3.Помогает ребенку в оформлении ответа на уроках и в организации речевого общения школьника со сверстниками.

4. Посещает коррекционные занятия у учителя-дефектолога.

 

Выработка единых требований к ученику

Учитель - дефектолог и учитель начальных классов должны предъявлять единые требования к ученику с речевыми отклонениями. При этом необходимы:

  • учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках и во внеклассных мероприятиях); - учет возрастных особенностей детей;
  • предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;
  • осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;
  • закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;
  • придание обучению воспитывающего характера;
  • всестороннее развитие личности учащегося.

3 этап – оценочный (26 май- 31 мая)

Задачи этапа:

  • подведение итогов;
  • проведение анализа коррекционной и учебно-воспитательной работы;
  • определение перспективы дальнейшей деятельности.

Проведение анализа коррекционной работы.

Проведение анализа образовательного процесса

Совместное определение перспективы дальнейшей деятельности.  

свернуть

Методика «Разговоры в комиксах» для детей с РАС

В 1991 году педагог Кэрол Грей разработала очень известный метод помощи детям с аутистическими нарушениями – социальные истории. Вскоре после этого она создала такую технику как «разговор в комиксах». Как и социальные истории, разговор в комиксе – это стратегия для того, чтобы прояснить непонятную социальную ситуацию. В рамках этого метода рисуется «комикс», на котором показывается реальная ситуация из жизни ребенка, в том числе, что говорят и думают присутствующие.

 

Что такое разговор в комиксе?

 

Люди с РАС часто испытывают проблемы в социальных ситуациях. У них часто есть сложности с тем, чтобы достаточно быстро воспринимать устную речь во время социального взаимодействия. «Разговор в комиксе» – это визуальное отображение разговора между двумя и более людьми, который привел к проблеме. Для этого используются самые простые рисунки (как правило, схематичные «человечки»).

Рисунок показывает ребенку или взрослому разговор из реальной жизни, и на его основе вы проводите «детективную работу» и выясняете, что было сказано в ситуации, и что он думал в этот момент. Затем вы вместе составляете план действий – как можно действовать в подобной ситуации в будущем.

 

Для чего нужны разговоры в комиксах?

– Чтобы вместе найти решение проблемы или разрешить конфликт, связанный с неудачной социальной ситуацией.

– Чтобы помочь ребенку или молодому человеку выразить свои чувства и свое восприятие ситуации (и, таким образом, помочь окружающим понять его точку зрения).

– Чтобы помочь человеку проанализировать трудную ситуацию без оценки или угрозы (вы «рисуете историю» случившегося, а не устраиваете «допрос»).

– Методика позволяет замедлить вашу беседу, она становится менее стрессовой, у человека больше времени на восприятие речи.

– Ваше обсуждение ситуации приводит к ощутимому и визуальному результату. Вы можете использовать этот результат в дальнейшем для улучшения понимания и обучения.

–  Вы помогаете ребенку или молодому человеку понять, что пошло не так в ситуации, и подобрать другие действия на будущее, которые помогут лучше справиться с похожим событием.

 

Как создать разговор в комиксе?

 Помните, что в этом подходе ключевая активная роль принадлежит ребенку или молодому человеку – он обсуждает ситуацию, рисует или поправляет ваш рисунок, а также ищет возможное решение.

Начните разговор с нейтральной темы, например, погоды. Сопровождайте беседу иллюстрациями «как в комиксе», изображая нейтральные и самые обычные социальные ситуации. Это поможет познакомить ребенка с этой техникой и вовлечь его в рисование.

Предложите обсудить проблемную ситуацию. Нарисуйте ключевых участников события, которое вы хотите обсудить. Поощряйте ребенка рисовать вместе с вами или поправлять ваш рисунок. Нарисуйте человечков, обозначающих всех присутствующих, включая ребенка, для ясности можно подписать каждую фигурку. Нарисуйте действия и ключевые предметы обстановки.

Проясняйте ситуацию, задавая ребенку вопросы. Он может писать слова или рисовать вместо ответов.

Используйте «пузырек со словами» («бабл») для обозначения речи – как в настоящих комиксах. Используйте «облачка» для обозначения мыслей ребенка или предполагаемых мыслей других людей. Для отображения эмоций вы можете использовать веселые, грустные или злые «смайлики» – выражения лиц на человечках или в облачках.

Напишите в пузырьках со словами, что именно сказал ребенок и другие люди в этой ситуации. Запишите с его слов, что он думал.

Исправьте неправильные интерпретации со стороны ребенка. Например, вы можете перечеркнуть явно неверные представления о чужих мыслях и написать более правдоподобный вариант.

После разбора ситуации, вы можете сделать добавление к существующей картинке, нарисовать ее второй вариант или просто пририсовать к существующей картинке чужие мысли, чтобы ситуация стала более понятной для ребенка.

Если возможно и уместно, нарисуйте вместе с ребенком решение или идею того, как можно избежать подобной проблемы в будущем. Используйте улыбку человечка или радостный «смайлик», чтобы отобразить желательный результат после применения новой идеи.

Подведите итоги беседы, опираясь на рисунки. Еще раз проговорите план на будущее.

 

Другие виды разговоров в комиксе

 

Вы можете использовать рисованные комиксы как иллюстрации для «социальной истории» – объяснения какой-то типичной ситуации, и что думают и чувствуют по поводу нее люди. Например:

Когда люди говорят одновременно – это называется «перебивать». Когда люди перебивают, их слова накладываются друг на друга, и очень трудно что-то понять. Поэтому перебивать невежливо.

Вы можете использовать любимых персонажей ребенка в качестве героев разговора в комиксе. Это поможет объяснить, как лучше вести себя в какой-то социальной ситуации. Такой подход может быть важен, если ситуация вызывает негативные эмоции у ребенка, и он не хочет обсуждать самого себя. Например, для мальчика, который бил других детей, если они кричали или говорили слишком громко, был нарисован такой комикс:

Никита очень не любит, когда другие люди говорят очень громко. Поэтому если кто-то говорит очень громко, он может сказать: «Ой, у меня от этого уши болят. Не говори так громко, хорошо?»

 

Дополнительные рекомендации

– Помните, что вы можете успешно использовать эту методику, даже если не умеете рисовать. «Палка, палка, огуречик» – вполне достаточный подход к рисунку. Человечки, пузырьки с речью, облака с мыслями – все, что вы будете рисовать.

– Чем чаще ребенок создает собственные разговоры в комиксах, тем полезнее они будут для него в будущих ситуациях. Используйте этот метод не только для проблемных ситуаций, но и для объяснений и поощрения. Рисуйте вместе комиксы про ситуации, в которых ребенок был успешен, чтобы «запечатлеть успех» и создать более положительные ассоциации с процессом.

– Вы можете передавать разные эмоции с помощью разного цвета текста в речи и мыслях. Как правило, в этом методе красный цвет обозначает злость, синий – грусть, зеленый – дружелюбие и спокойствие. Однако у всех есть свои цветовые ассоциации, так что лучше, если они будут индивидуальными для конкретного человека.

– Вы можете рисовать на бумаге, с помощью карандашей или фломастеров, на маркерной или грифельной доске, или вы можете использовать компьютерную программу или приложения для создания комиксов по готовому шаблону.

– Некоторым нравится хранить все свои разговоры в комиксах в отдельной тетради или альбоме, или сохранять их в смартфон или планшет, чтобы потом просматривать по необходимости. Это также поможет вспомнить о плане действий.

                                                                              

 по материалам

фонда содействия решению

проблем аутизма в России «Выход»

 

свернуть

Использование зрительной/визуальной поддержки

Что такое визуальная поддержка?

Визуальная поддержка – это использование изображений (картинок, надписей, указателей и др.) для улучшения восприятия и понимания информации.

Она окружает нас в обычной жизни: мы ведем календарь-ежедневник; пользуемся указателями, дорожными знаками; заказываем еду в ресторане по картинке в меню; собираем мебель и готовим еду по инструкции; составляем списки покупок, когда собираемся в магазин; пользуемся картами и навигаторами и т.д. Визуальная поддержка наглядно иллюстрирует важные правила (куда пройти, где остановиться, куда не стоит идти, чего не стоит делать и т.д.) и очень помогает туристам, если они находятся в стране, языком которой не владеют.

Почему визуальная поддержка помогает понимать происходящее?

Представим себе, что мы находимся на вокзале или в аэропорту. Вокруг много людей и довольно шумно. Это может вызывать тревогу и дискомфорт, особенно если есть риск опоздать на самолет или поезд. Для того чтобы понять, куда пройти, мы смотрим на табло отправления поездов/ самолетов. Если нужно получить дополнительную информацию, мы будем искать информационную стойку (ее обозначение тоже будет являться визуальной поддержкой). Таким образом, визуальная поддержка помогает  сориентироваться в ситуации и добиться своей цели.

Для многих людей с особенностями психофизического развития (аутистические нарушения, гиперактивность и дефицит внимания, когнитивные нарушения и др.) визуальный канал восприятия информации является ведущим. Зрительно представленная информация обрабатывается и сохраняется человеком проще и успешнее, чем информация, полученная на слух.

Визуальная поддержка помогает:

  • лучше запоминать информацию;
  • выделять важное, главное;
  • снижать тревогу и чувство неопределенности;
  • понимать правила;
  • прояснять абстрактные понятия, например: время;
  • принимать изменения.

Кроме того, она помогает самостоятельно справляться с задачей, не полагаясь на помощь или подсказки других людей.

 

Виды визуальной поддержки

Расписание

Расписание показывает, куда нужно идти и что будет происходить в этом месте. Самые простые расписания могут иметь форму «сначала – потом» и быть представлены в виде знакомых человеку объектов или картинок (например, сначала рисуем, а потом идем пить чай). Со временем, когда человек научится пользоваться простым расписанием, оно может усложняться. 

Визуальное расписание не всегда состоит только из картинок. Это могут быть написанные слова или фразы. Важно, чтобы расписание облегчало понимание информации, а значит, оно должно быть представлено в том виде, который является для человека наиболее удобным (ведь мы не ведем свой календарь на иностранном языке).

Расписание помогает понять, что будет происходить, однако не даёт понимания, как нужно выполнять задачу. В этом могут помочь визуально представленные последовательности действий.

Для создания визуальных последовательностей задача, которую необходимо выполнить, разбивается на более мелкие составляющие, которые и демонстрируют последовательность ее выполнения. Так, например, можно визуально представить последовательность действий:

мытье рук;

использование туалета;

подготовка ко сну;

приготовление еды.

Использование визуальных последовательностей помогает человеку более успешно справляться с поставленными задачами.

Расписание активностей используется для обучения человека самостоятельному выполнению последовательности задач. Это может быть простая последовательность выполнения знакомых ребенку игровых задач (сложить пазл, собрать пирамидку и т.д.); последовательность выполнения разминочных упражнений; использования оборудования в спортзале или на детской площадке; последовательность и очередность игр с другими детьми; последовательность действий при загрузке стиральной или посудомоечной машины и многое другое.

Самые простые формы расписаний активностей, которые используются с маленькими детьми, представляют собой альбом, на каждой из страниц которого размещено изображение задания или игрушки. Открыв расписание активности, ребенок смотрит на первую страницу, идет туда, где находятся материалы (например, к стеллажу или специальной полке), берет контейнер с соответствующим заданием, выполняет его, убирает в контейнер, относит на место, переворачивает страницу, выполняет следующее задание. На последней странице может находиться изображение подкрепления (предпочитаемой ребенком игрушки или еды). Ребенок съедает кусочек любимой еды (играет с игрушкой или смотрит отрывок любимого мультфильма). На этом выполнение расписания активности заканчивается. Ребенок закрывает альбом и убирает его на место.

Важной особенностью обучения использованию расписания активности является то, что применяются только физические подсказки, от которых затем постепенно отходят по мере того, как ребенок осваивает расписание. В расписание активности включают только те задачи, которые ребенок уже может выполнять самостоятельно. Если ребенок не умеет выполнять задания, им предварительно обучают во время индивидуального занятия. 

Есть и другие примеры визуальной поддержки: визуальное расписание занятий, визуальное расписание на день, зрительная поддержка в раздевалке и др.

Визуальные таймеры

Некоторым людям с особыми потребностями трудно пользоваться часами для понимания времени. Поэтому, например, фразы «не сейчас», «через 15 минут» могут восприниматься ими как отказ в желаемом и вызывать проблемное поведение.

Визуальное представление времени помогает человеку понять, когда начнется или закончится определенная активность, например: когда нужно закончить играть и начать убирать игрушки, когда закончится урок и начнется перемена, как долго готовится еда и т.д.

Многие привыкли пользоваться звуковым таймером (например, звенящим кухонным таймером). 

Однако время можно представить и визуально. Самым простым визуальным таймером являются песочные часы.

Наглядно представленные правила поведения можно использовать для развития социальных навыков и обучения желаемому поведению.

Визуальное подкрепление правил поведения улучшает понимание человеком с особенностями и облегчает запоминание того, что ожидается от человека, помогает избегать конфликтов.

Для людей с аутизмом важно, чтобы правила содержали то, что нужно делать, а не то, чего не стоит делать, например:

  • говорить по очереди (вместо «не перебивать»);
  • поднимать руку (вместо «не выкрикивать с места»);
  • сидеть за партой (вместо «не бегать по классу»).

Запрет на определенное поведение (например, не кричать) не работает, если человек не понимает, что нужно делать вместо того, чтобы кричать.

Правила поведения могут быть общими для группы людей (класс, группа детского сада) либо могут быть составлены индивидуально для конкретного человека. Если правила составляются для конкретного ребенка, то набор правил должен содержать небольшое количество типов поведения, которые важны именно для него. Учитывая, что у человека с РАС социальная мотивация (хорошо выглядеть в глазах других людей или порадовать кого-то) может быть не особенно развитой, имеет смысл использовать подкрепления, давая человеку наглядно понять, что за следование правилам его ждет определенная награда.

Правила поведения необходимо формулировать четко и понятно, избегая общих формулировок (например, «хорошо себя веду»).

 

Социальные истории

Нормотипичные дети осваивают социальные навыки, наблюдая за окружающими. Многим социальным навыкам (действия по очереди; как вести себя в общественных местах; как отказываться, если что-то не нравится или не хочется делать; как и на какое расстояние можно подходить к собеседнику; какие слова использовать, а какие не стоит и т.д.) типично развивающегося ребенка обучать не приходится. Это понятные ему, но при этом «неписаные» правила. В случае нарушения какого-то из правил достаточно сделать ребенку замечание, что приведет к изменению поведения в будущем.

Детям с РАС и когнитивными нарушениями осваивать социальные правила сложнее. Им часто бывает непонятно, почему нужно вести себя определенным образом, труднее понимать эмоции и чувства других людей. Например, почему в театре петь, танцевать и говорить могут только актеры, которые находятся на сцене, почему не стоит обнимать незнакомого человека или вставать во время урока из-за парты в классе и т.д.

Обучиться правилам поведения в конкретных ситуациях помогают визуально представленные социальные истории.

Социальная история – это специально созданная для определенного человека история, которая поясняет социальную ситуацию и то, что делать в этой ситуации.

При подготовке и составлении социальной истории учитываются возраст, индивидуальные способности  и интересы человека. Перед написанием социальной истории нужно определить цель, то, что мы хотим достичь, используя историю. Далее нужно понять, где, когда, кто участвует, какова последовательность событий, что происходит, почему. 

При составлении социальной истории следует придерживаться определенных правил и структуры.

Социальная история (так же, как и правила поведения) должна содержать описание социально желаемого поведения. Стоит избегать упоминания нежелательного поведения, даже если хотелось бы представить его как то, чего не нужно делать (не драться, не кричать, не толкаться).

Социальная история составляется для конкретной ситуации, в ней содержится описание ожидаемого/желаемого поведения (что будет делать человек, для которого составляется история).

Человека начинают знакомить с социальной историей в привычной для него обстановке заранее (например, с тем, как ведут себя в театре или на приеме у врача, человека начинают знакомить за несколько дней до предстоящего события).

Существуют ситуации или определенные места, которые могут вызывать тревогу или панику (встреча с собаками на улице; посещение стоматолога; посещение аэропорта и предстоящий перелет и т.д.). В этих случаях также может помочь социальная история. Знакомясь с этой историей, человек не только понимает, что от него ожидается и что он может сделать, но и постепенно привыкает к непривычной ситуации, с которой, возможно, он не знаком.

 

Видеомоделирование

Видеомоделирование напоминает социальную историю. Только она не написана или напечатана на бумаге, а представлена на видео. Многих людей с аутизмом привлекают экраны компьютера или телефона. Этот интерес можно использовать для обучения социальным навыкам.

В данном случае видеомоделирование можно отнести не только к методам визуальной поддержки, но и к важным методам развития социальных навыков.

Отснятый на видео небольшой сюжет о том, как вести себя в определенной ситуации, помогает человеку лучше понять и запомнить то, что от него ожидается. В качестве «героя фильма» может выступать как сам человек (в этом случае часто приходится разучивать и снимать отдельные элементы цепочки желаемого поведения и затем монтировать видеозапись), так и важные для него люди (одноклассники, братья или сестры). 

 

Подробнее о визуальной поддержке вы можете прочитать в следующих книгах:

Марлен Дж. Коэн, Питер Ф. Герхардт. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018.

Кэрол Грей. Социальные истории. Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018.

Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. – СПб.: Сеанс, 2018.

 

по материалам информационного ресурса

фонда «Обнаженные сердца»

свернуть

Консультация «Как найти «сильное» поощрение для ребёнка с расстройствами аутистического спектра (РАС)?»

Процесс обучения является достаточно тяжёлым трудом для ребёнка с аутистическими нарушениями. А потому и мотивация к обучению очень низкая. Никто не хочет тяжело трудиться не получая в замен награды и дети с аутизмом не исключение.

         Поощрения используются, чтобы помочь ребёнку следовать инструкциям, переходить к другой деятельности, выполнять задания, садиться за занятия и для поддержки самых разных видов поведения. Однако тут есть один важный нюанс – если что-то является поощрением для Коли, это совсем не обязательно является поощрением для Саши. Это кажется очевидным, но в реальности терапевты и другие специалисты очень часто прибегают к неуместным обобщениям и предлагают одинаковые поощрения всем детям подряд.

          Например: «Все дети будут работать за конфету…  Все дети работают ради того, чтобы им не делали замечаний… Всем детям нравится похвала… Все дети знают, кто такие Даша Путешественница и Губка Боб…

          Всем детям нравится щекотка…». Каждое из этих обобщений неверно, потому что все дети разные.

          Выбор, отбор и тестирование поощрений требуют навыков, времени и терпения, но они всегда того стоят. Да, возможно, вы потратите ценное время только на подбор поощрения, но зато вам не придется проводить занятия со скучающим и сопротивляющимся ребёнком. Вместо этого вы будете знать, что нравится ему, и как можно мотивировать его на работу. Если вы давно работаете с ребёнком над каким-то навыком или набором навыков, но не наблюдаете никакого прогресса, то первое, что необходимо попробовать – сменить поощрение. Возможно, ваше поощрение работало раньше, но теперь оно надоело ребёнку. Регулярное получение поощрения приводит к насыщению, это особенно часто случается со съедобными поощрениями. Может быть и так, что ему нравится поощрение, но он совсем не хочет выполнять ради него сложное задание.

               Одна из распространенных проблем – кто-то в жизни ребёнка дает ему то же самое поощрение «просто так». Например, дома у него есть ваза с его любимыми конфетками, и он может взять одну в любой момент. Очень маловероятно, что он будет выполнять задание ради такой же конфеты. В реальной жизни это происходит очень часто, поэтому крайне важно найти уникальное поощрение, которое не доступно для ребёнка в течение дня.

          Вот некоторые из процедур, которые позволяют отобрать «сильные», эффективные поощрения:

 

Начните с наблюдения за ребёнком в различных ситуациях

            В идеале нужно наблюдать за ребёнком в парке, в магазине, в гостях у бабушки, в классе/группе, на детском празднике и так далее. Обращайте внимание на то, к чему тянется ребёнок, что он трогает, на что смотрит продолжительное время, в какие моменты улыбается, какие предметы берёт. Скорее всего, со временем вы заметите те или иные закономерности, указывающие на то, что нравится ребёнку.

Поговорите с родителями и другими людьми из окружения ребёнка

            Проведите беседу с родителями, педагогами и другими специалистами, братьями или сестрами и так далее. Задавайте конкретные вопросы о том, какие игрушки или занятия нравятся ребёнку. Старайтесь задавать открытые вопросы, например: «Какие фильмы любит смотреть Миша?», а не закрытые, вроде: «Миша любит смотреть фильмы?» В тех случаях, когда это возможно, поговорите с самим ребенком о том, что он любит.

Проанализируйте сенсорные предпочтения ребёнка

          Обращайте внимание или спрашивайте о том, на что ребёнок любит смотреть, слушать, прикасаться или нюхать. Тестируйте поощрения, которые связаны с сенсорными ощущениями, к которым тяготеет ребёнок. Например, если он любит ощупывать предметы, то стоит предложить ему разные типы пластилина, кинестетического песка и тому подобного.

Протестируйте свои идеи

         Как только у вас появилась идея о том, что нравится ребёнку, соберите несколько потенциальных поощрений вместе. Предлагайте ему несколько поощрений сразу и обращайте внимание на то, что он выбирает, либо предлагайте поощрения по очереди, и отмечайте, какое поощрение дольше сохраняет его внимание.

Помните, что постоянны только перемены

          Возможно, это самое важное, что нужно запомнить. Со временем интересы будут меняться. Ведь ваши интересы тоже меняются, верно? Следуйте за ребёнком – он даст вам понять, когда нужно изменить поощрение. Если каждый день он хочет работать за доступ к батуту – замечательно. Но если завтра батут перестанет его интересовать, у вас должно быть наготове другое поощрение. Всегда держите при себе запас возможных и сильно отличающихся друг от друга поощрений. Если вы занимаетесь с ребёнком дома, то всегда приносите поощрения с собой – не пытайтесь использовать то, что лежит у него дома, и не просите родителей передавать поощрения из дома для занятий в школе/детском саду. Ребёнок и так видит эти предметы каждый день. Такие привычные поощрения годятся только для самых привычных и простых заданий. Сложные, незнакомые задания, особенно если у ребёнка «плохой день», потребуют чего-то большего.

Сделайте заначку «золотых поощрений»

  «Золотые поощрения» - самые сильные поощрения. Используйте его во время самых сложных занятий, когда ребёнок недавно болел, не выспался или осваивает крайне трудный для него навык. Доставайте это поощрение только изредка. Не переборщите – вам важно сохранить очень высокий интерес к этому поощрению.

  Как определить, какое поощрение является «золотым»? Вот несколько признаков:

  Как только вы достаете этот предмет, ребёнок опрометью бросается к вам и пытается его взять.

  Ребёнок просит предмет, когда он его не видит.

  Сильно меняется выражение лица: появляется улыбка, широко раскрываются глаза, ребёнок пристально вглядывается в предмет.

  Если вы покажете предмет на открытой ладони, а потом сожмете кулак, то ребёнок попытается разжать вам пальцы.

  Когда приходит время вернуть поощрение, ребенок сопротивляется, плачет или становится агрессивным. Этот момент должен вас радовать – это значит, что он сильно заинтересован в этом предмете.

  Ребёнок бросает другое поощрение и подходит к вам, если вы держите «золотое» поощрение.

 

01.03.2023

по материалам информационного

ресурса фонда «Обнаженные сердца»

свернуть

30 вариантов того, как сказать ребенку «молодец» (из книги А. Р. Маллера «Ребенок с ограниченными возможностями»)

Прекрасно!  

Мне нравится, как ты это сделал.

Это у тебя получилось лучше всего.

Здорово придумал!

Я просто обожаю это.

Умница!

Ты сделал это!

Молодец, у тебя все получилось!

Об этом обязательно надо сказать родителям!

Все лучше и лучше!

Удивительно!

Ура!

Здорово, молодец!

Так чудно, пальчики оближешь!

Хорошо, а как тебе это?

Очень неплохо!

Ты делаешь все аккуратно.

Это просто замечательно!

Ах, превосходно!

Похлопаем нашему...

Именно так.

Восхитительно!

Правильно.

Это выглядит здорово!

Это что-то особенное!

Ух, вы только посмотрите!

Я так рада!

Отлично!

Мне нравится, потому что...

Ну, просто изумительно!

свернуть

Памятка для педагогов, работающих с детьми с особенностями психофизического развития

Общие рекомендации

  1. Всем педагогам необходимо еще раз пересмотреть свое понимание «справедливости». Относиться ко всем учащимся одинаково вовсе не означает быть справедливым. Быть справедливым – это предоставлять каждому учащемуся все то, что ему требуется, удовлетворять всем его потребностям. Надо помнить, что у некоторых учеников может наблюдаться неврологическое состояние, которое они не всегда могут контролировать. Такие ребята, конечно же, отличаются от остальных, они другие, но быть другим еще не означает быть дефектным или ущербным. В школах обучаются дети с разной степенью отклонения. Отклонение может быть заметно сразу или, наоборот, быть едва заметным, такое отклонение могут обнаружить только в средней школе или институте, а могут и вообще не обнаружить в течение всей жизни.
  2. Чем раньше у ребенка обнаружат какое-либо отклонение, тем больше шансов его вылечить. В процессе обучения учеников старшего возраста вам придется научиться справляться с разными ситуациями, возможно даже суметь защитить себя. 
  3. Очень важно помнить, что детям с ОПФР может понадобиться много времени, чтобы запомнить какую-либо новую информацию, и они могут быстро устать. При объяснении нового материала старайтесь говорить медленнее, чтобы учащиеся успевали следить за вашим рассказом.
  4.  Убедитесь в том, что все ученики чувствуют себя комфортно и защищено в классе в вашем присутствии. Помните о том, что в жизни ваших учеников каждый день происходят какие-то события: как хорошие, так и плохие. Из-за несовместимости настроений учащихся может возникнуть проблема, в результате которой дети с ограниченными способностями будут чувствовать себя ущемленными и обиженными.
  5. Познакомьтесь с родителями ребенка. Заинтересовывайте и подключайте их к процессу. Действуйте сообща. Вам нужна взаимопомощь. Вы должны встречаться с родителями один раз вдень / неделю / месяц, в зависимости от необходимости. Вы можете делать это на собраниях, можете созваниваться по телефону или писать друг другу по электронной почте.
  6. Продолжайте заниматься самообразованием, не останавливайтесь на достигнутом. Зарекомендуйте себя как специалиста. Не бойтесь признать, что вы чего-то не знаете.

 

 

 Тактика поведения с учениками (стратегии).

  1. Введите учеников в курс дела: покажите им расписание занятий, расскажите о своих требованиях к ним. 
  2. Помните, что детям с ОПФР очень важен четкий распорядок дня. Поэтому для них необходимо составление графика. Не забывайте предупреждать учеников обо всех изменениях заранее, особенно если это касается их расписания.
  3. У детей с ОПФР очень часто могут возникать следующие организационные проблемы: 

а) неряшливое отношение, как к своему внешнему виду, таки к школьным принадлежностям;

б) частая забывчивость каких-либо предметов дома. 

Для решения этих проблем учитель должен обратиться за помощью к родителям ребенка.

  1. Необходимо научить учеников правильно задавать вопросы. Обращаясь к вам за помощью, все ученики должны чувствовать себя абсолютно свободно.
  2. Не давайте материал в полном объеме, разделите его на части. Приводите как можно больше примеров.
  3. Используйте наглядные пособия: видео фильмы, слайды, компьютерную графику, диаграммы, таблицы, картинки. Пишите на доске, выделяя и подчеркивая все необходимое.
  4. Не забывайте правило: «Повторение – мать учения». Постоянно возвращайтесь к пройденным темам.
  5. Дайте ученику только то количество материала, которое он может усвоить, а не общепринятое.
  6. Не забывайте, что многие не могут одновременно слушать и записывать. Конспектировать услышанное для многих детей очень сложно.
  7. Отметки ставьте снисходительно. Оценивайте выполненную работу за содержание, а не за внешний вид.
  8. Разрешайте ученикам пользоваться на уроке различными словарями, учебниками, компьютерами и калькуляторами. 
  9. Никогда не критикуйте ребят с ОПФР перед другими детьми. Помните, что только поощряя их, они будут добиваться лучших результатов.
  10. Заканчивайте урок со звонком, перемена существует для отдыха.
  11. Хвалите учеников за их хорошее поведение.
  12. Самое главное – не упустить случая похвалить ученика и повысить в нем чувство собственного достоинства.
свернуть

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ, КОТОРЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ КАЖДОГО ПЕДАГОГА, РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ С ОПФР

  • В совершенстве знай спецпсихологию;
  • Создавай в классе, в школе благоприятный психологический климат;
  • Воздействуй на ребёнка в соответствии с принципами лечебной педагогики;
  • Не раздражайся, будь терпелив и настойчив;
  • Помни: максимум поощрения, минимум наказания;
  • Требуя, учитывай реальные возможности ребёнка;
  • Каждому ребёнку – индивидуальный подход, индивидуально дозируй темпы и объём работы;
  • Учитывай «зону ближайшего развития», постепенно увеличивай и усложняй нагрузку;
  • Учи ребёнка посильным приёмам регуляции поведения;
  • Утверждай позицию ребёнка в коллективе, веру в свои силы;
  • Строго следуй режиму дня, недели, предупреждай переутомление;
  • Соблюдай все гигиенические требования к уроку, организации жизни детей в школе;
  • Работай в тесном контакте с врачом, медсестрой.
свернуть

Работа на уроке с детьми с ОПФР

НАЧИНАЯ РАБОТУ В КЛАССЕ, ГДЕ ОБУЧАЮТСЯ ДЕТИ

С ОПФР, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НЕОБХОДИМО:

 

Выделить этих учащихся для себя, т.к. в обычную схему урока они не укладываются;

Познакомиться с ними поближе (интересы детей, умение ладить с товарищами и взрослыми, психологические особенности детей);

Установить с ними тесный контакт: дети вам должны доверять, уважать и любить. 

 

РАБОТА НА УРОКЕ

 

- задания для детей с ОПФР должны носить конкретный практический характер;

- задания должны быть индивидуальными по объёму и сложности;

новый материал нужно давать порциями;

- обучение должно быть растянуто во времени, содержать многократное повторение и с постоянной опорой на наглядность;

- в процессе обучения целесообразно опираться на все виды анализаторов (слух,зрение, осязание…)

- наиболее сложная информация должна даваться  в период его наибольшей работоспособности на урокечч

свернуть

Психолого-педагогические рекомендации по организации оценочных ситуаций в учебном процессе

При оценивании ученика с особенностями психофизического развития:

Учитывать темп и объём оцениваемого материала,реальные личностные и физиологические особенности ребёнка;

Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;

Использовать оценку как информацию об эффективности работы ребёнка, а не как средство давления или контроля;

Избегать травмирующих ситуаций при выставлении оценок, осторожно использовать отметки «два» и «один»;

Чаще использовать развёрнутую оценку работы ученика, обосновывая выставленное за ответ количество баллов;

Создавать в классе благоприятный психологический климат, утверждая позицию ребёнка с особенностями психофизического развития в классе, коллективе, веру в собственные силы.

Помнить, что оценка – это обратная связь,необходимая ученику как информация об эффективности его работы, а не как средство давления или контроля.

Иметь «установку на добро» – замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала. 

Развивать у детей самоконтроль, умение оценивать свою работу, а также работу других учеников.

Проявлять нейтральные реакции или положительные эмоции на уроке (исключить сарказм и унижение оценкой).

 

Оценка ученикам с ОПФР выставляется

- по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, т.е. за внимательность в течение всего занятия, за активность, за желание работать, за количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных ошибок;

- значительно важнее нормативной оценки создание для ученика с ОПФР благоприятного психологического климата на уроке, т.к. цель интегрированного обучения – социализация детей, включение их в учебный процесс на доступном для них уровне, в трудовую деятельность, во внеклассные и внешкольные мероприятия;

- сравнивать успехи ребёнка с ОПФР можно только сего собственными достижениями с учётом программы, по которой он занимается;

- поощряйте детей за каждое выполненное ими задание, подбадривайте при неудаче.

 

 

Чтобы поддержать ученика, необходимо:

 

  • Опираться на сильные стороны ученика.
  • Избегать подчёркивания его промахов.
  • Показывать, что вы удовлетворены учеником.
  • Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ученику.
  • Уметь помочь ученику разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.
  • Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием
  • Уметь взаимодействовать с учеником
  • Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
  • Принимать индивидуальность ученика.
  • Проявлять веру в ученика, эмпатию к нему.
  • Демонстрировать оптимизм.

 

ПУСТЬ ЭТА ИНФОРМАЦИЯ БУДЕТ ВСЕГДА У ВАС В ГОЛОВЕ

 

Ребёнка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.

Ребёнка высмеивают – он становится замкнутым.

Ребёнок растёт в упрёках – он учится жить с чувством вины.

Ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным.

НО:

Ребёнка хвалят – он учится быть благородным.

Ребёнка поддерживают – он учится ценить себя.

Ребёнок растёт  в терпимости – он учится понимать других.

Ребёнок живёт в честности – он учится быть справедливым.

Ребёнок растёт в безопасности – он учится верить в людей.

Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире.

 

ПРИЁМЫ НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ ЭТИКИ В РАБОТЕ

С ДЕТЬМИ С ОПФР

 

  • НЕ УБЕЖДАТЬ, А ПОНИМАТЬ;
  • НЕ КОНТРОЛИРОВАТЬ, А СТИМУЛИРОВАТЬ;
  • НЕ НАВЯЗЫВАТЬ, А ВЫСКАЗЫВАТЬ;
  • НЕ ПРИКАЗЫВАТЬ, А СОВЕТОВАТЬ;
  • НЕ ПОДМЕНЯТЬ, А ДОВЕРЯТЬ;
  • НЕ УНИЧТОЖАТЬ, А РОВНЯТЬ;
  • НЕ РУКОВОДИТЬ, А УЧАСТВОВАТЬ;
  • НЕ НАВЯЗЫВАТЬ, А ВЫБИРАТЬ;
  • НЕ ОКРИКОМ, А ЮМОРОМ;
  • НЕ ОБВИНЯТЬ, А ЗАЩИЩАТЬ.
свернуть

ШПАРГАЛКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ИЛИ ПРАВИЛА РАБОТЫ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ

  1. Принимать ребёнка таким, какой он есть.
  2. Исходить из интересов ребёнка.
  3. Строго придерживаться определённого режима и ритма жизни ребёнка.
  4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребёнка)
  5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте.
  6. Как можно чаще разговаривать с ребёнком.
  7. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
  8. Терпеливо объяснять ребёнку смысл его деятельности, используя чёткую наглядную информацию (схемы, карты, … ).
  9. Избегать переутомления ребёнка.
свернуть

ШПАРГАЛКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ИЛИ ПРАВИЛА РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  3. Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные проступки.
  4. Наказания не должны унижать ребёнка.
  5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  6. Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
  7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  8. Развивать способность к эмпатии.
  9. Расширять поведенческий репертуар ребёнка.
  10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
  11. Учить брать ответственность на себя.
свернуть

ШПАРГАЛКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ ИЛИ ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

  1.  Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  2.  Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
  3.  Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  4.  Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  5.  Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
  6.  Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
  7.  Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
  8.  Будьте последовательны в воспитании ребёнка.
  9.  Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
  10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  11. Не унижайте ребёнка, наказывая его.
свернуть