Педагог-психолог советует

Секреты эффективного общения с ребенком

Общение

                   Общение — это главное условие для развития и жизни человека

 Общение в семье

— это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, чувства, мысли, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности. (Л.В. Занков)

 

«Не рядом и не над, а вместе»

Позиция общения

Наилучший контакт устанавливается, когда собеседник не только видит глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане: ни один не считает себя более значимым, умным, чем другой, т.е. когда устанавливается позиция «на равных».

Дистанция общения

Когда дистанция между собеседниками физически велика, контакт между ними вряд ли возможен. Физические неудобства приведут к психологическим неудобствам: контакт нарушится – говорить расхочется.

Пространство общения

Часто мы с детьми находимся в разных «пространствах», каждый – в своем. Как найти общее «пространство», в котором дети и взрослые могут быть вместе? Было бы неверно принуждать ребенка «перейти»

в «пространство» взрослого. Важно, чтобы и вам, и детям хотелось быть вместе, в одном «пространстве» так, чтобы чувствовался взаимный контакт.

 

Невербальное общение

Невербальное общение — это использование мимики, жестов, взгляда. К нему относится тактильное общение, т.е. телесное прикосновение — это похлопывание по плечу, поглаживание по голове, поцелуи, просто прикосновения.

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка  от 8 раз в день, и это не только для выживания и хорошего самочувствия, а для развития его как личности, будущего гения, и просто хорошего человека…   Обнимайте ребенка столько сколько вы с ним рядом в течении дня, и это как витамины, нет запаса в организме, нужно каждый день получать витамины через пищу, а любовь через вас, родителей!

Эффективный способ выражения своих чувств, особенно негативных

«Я-высказывания»

Схема «Я-высказывания»:

  1. Сообщаем о своем чувстве от первого лица (Я расстраиваюсь…)
  2. Говорим о причине негативного чувства, в обобщенной форме (когда дети не убирают за собой игрушки после игры…)
  3. Говорим о своем желании, пожелании, действии для ребенка (…я бы хотела, чтобы после игры ты клал все игрушки на свое место).

Стили общения

Авторитарный. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень категоричны и неуступчивы. Закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, раздражительны. Девочки на протяжении подросткового возраста остаются пассивными и зависимыми. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

Либеральный. Родители слишком высоко ценят своего ребёнка. Считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всём. Не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли  ребёнку такая свобода? Детям предоставлен избыток свободы, т. е. руководство родителей незначительно, не устанавливается никаких ограничений. Поэтому дети склонны к непослушанию, агрессии. На людях ведут себя неадекватно и импульсивно, не требовательны к себе; лишь в некоторых случаях дети становятся сильными и решительными, творческими людьми.

Индифферентный. Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому.

Авторитетный. Родители осознают важную роль в становлении личности, но за ним признают право на саморазвитие, осознают какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать. Открыты для общения, признают и поощряют автономию детей, допускают изменению своих требований в разумных пределах. Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, хорошо учатся, обладают высокой самооценкой.

 

Помните!

- Ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.

- Ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным.

- Ребёнок живёт в упрёках – он учится жить с чувством вины.

- Ребенок растет в терпимости – он учится понимать других.

- Ребенка хвалят – он учится быть благородным.

- Ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.

- Ребенка поддерживают – он учится ценить себя.

- Ребёнка высмеивают – он учится быть замкнутым.

- Ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире.

свернуть

«КНУТ или ПРЯНИК»

НАКАЗАНИЕ И ПООЩРЕНИЕ

это методы воспитательного воздействия, но не основные, а вспомогательные.

Наказание –  метод   педагогического   воздействия, который   должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывая чувство вины перед собой и другими.

«В чем смысл наказания?»

Смысл наказания – показать ребенку последствия его поступков.

Правила наказания:

  1. Наказание должно быть строго объективным (то есть справедливым).
  2. Сочетать наказание с убеждением, разъяснением.  Именно   через проникновенное слово воспитателя можно довести до сознания смысл   наказания и его причины, а также желание исправить свое поведение.
  3. Отсутствие поспешности в применение наказания. Необходимо сначала выявить причины, побудившие ребенка к отрицательным действиям.
  4. Применять наказание лишь после того, как все другие методы и средства не дали никаких результатов или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека.

5. Наказание должно быть строго индивидуализировано. Для одного ребенка достаточно только взгляда, для другого – категорического требования, а третьему просто необходим запрет.

  1. Не злоупотреблять наказанием. Дети привыкают и не испытывают угрызений совести.
  2. Наказание не   должно   вредить   здоровью     ни   физическому, ни психическому.   Прибегая   к   физической   силе, родители   лишь   доказывают   полную неспособность   и   неумение   найти   разумный   способ   воздействия   на   ребенка.  
  3. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления.
  4. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо.
  5. Не унижайте ребенка.
  6. Нельзя наказывать ребенка, когда он болен, плохо себя чувствует, перед или после сна, во время работы и игры, когда ребенок старается и у него не получается.
  7. Наказан –   значит, прощен, страницу   жизни   перевернул   –   никаких напоминаний.

    Поощрение - метод воспитания, предназначенный для стимулирования личного роста и развития.

    Приемов поощрения очень много: похвала, поддержка, подарок, улыбка, премия и т.д.

    Поощрение много значит в жизни ребенка, но оно должно быть заслуженным, отмечающим какое-либо серьезное достижение, требующее значительных усилий

    1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
    2. Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснется его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.
    3. Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехам своего ребенка, его поведением. Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность  мышления.
    4. Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его принимать подарки.  Никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьезным нравственным проблемам. 

    Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи.

    1. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления.
    2. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребенок учился ими распоряжаться разумно.

     

    Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.   

                          Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения!!!

свернуть

МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ

                                                                            Счастье ребёнка – это любящая мать рядом.                                                                                                                                 (М. Богородский)

Дети – наши маленькие учителя, причем зачастую более мудрые. Они даны для того, чтобы родители жили более счастливо. Вот чему надо учиться у детей, тогда и они возьмут у родителей то, что нужно, и будут счастливы.

 

Формула любви,  выведенная американским психологом Россом Кэмпбеллом

Какой бы родитель не хотел сказать: «Я люблю своего ребенка всегда, независимо ни от чего, даже от их плохого поведения». Но, увы, как и все родители, я не могу сказать это  всегда искренне, положа руку на сердце, но я должен довериться себе и пытаться приблизится к прекрасной цели безусловной любви. При этом я постоянно напоминаю себе, что:

  1. Это обычные дети. 
  2. Они ведут себя как все дети на свете. 
  3. В ребячьих выходках есть немало неприятного, даже противного. 
  4. Если я буду стараться выполнять свою роль родителя и любить детей, несмотря на их проделки, они будут стараться взрослеть и отказываться от своих плохих привычек.
  5. Если я люблю их только тогда, когда они послушны и радуют меня своим поведением (обусловленная любовь), если я,  выражаю им свою любовь к ним только в эти (увы редкие) моменты они не будут чувствовать, что их всегда и искренне любят.  Это в свою очередь сделает их неуверенными, снизит их самооценку, пошатнет веру в себя, может помешать им развиваться в лучшую сторону, укреплять самоконтроль и проявлять себя они не будут чувствовать, что их всегда и искренне любят.

Это в свою очередь сделает их неуверенными, снизит их самооценку, пошатнет веру в себя, может помешать им развиваться в лучшую сторону, укреплять самоконтроль и проявлять себя более зрелыми. Следовательно, я отвечаю за поведение своих детей и наилучшее их развитие не менее (если не более), чем они сами. 

  1. Если я люблю своих детей безусловной любовью, они будут себя уважать и у них появятся чувства внутреннего умиротворения и равновесия. Это позволит им по мере того, как они взрослеют, контролировать свою тревожность и, соответственно, поведение. 
  2. Если я люблю их только тогда, когда они выполняют мои требования и соответствуют моим ожиданиям, они будут чувствовать свою неполноценность. Дети будут считать, что бесполезно стараться, потому что этим родителям никогда не угодишь. Их будут преследовать неуверенность, тревожность и низкая самооценка. Постоянно будут возникать помехи в эмоциональном и поведенческом развитии.
  3. Ради самого себя (как родителя, беспокоящегося за своих детей) и ради блага своих сыновей и дочерей я изо всех сил буду стараться, чтобы моя любовь была как можно ближе к безусловной и безоговорочной, ведь будущее моих детей основано на этом фундаменте.

     

    Рекомендации для мудрых мам

    1. Не ждите, что ваш ребёнок будет таким, как Вы или таким, как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой.
    2. Не требуйте от ребёнка платы за всё, что Вы для него сделали. Вы дали ему жизнь, как он может отблагодарить Вас? Он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый закон благодарности.
    3. Не вымещайте на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдёт.
    4. Не относитесь к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будьте уверены ему она тяжела не меньше, чем Вам, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
    5. Не унижайте!
    6. Не забывайте, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращайте больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.
    7. Не мучьте себя, если не можете сделать что-то для своего ребёнка. Мучьте, если

      можете – но не делаете. Помните для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.

    8. Ребёнок – это не тиран, который завладевает всей Вашей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала Вам на хранение и развитие в нём творческого огня. Это раскрепощённая любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребёнок, но душа, данная на хранении.

    9. Умейте любить чужого ребёнка. Никогда не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы делали вашему.

    10. Любите своего ребёнка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйтесь, потому что ребёнок –  это праздник, который пока с Вами.  

свернуть

Рекомендации по развитию положительных эмоций у ребенка

Эмоции – это внутренние переживания человека. Эмоции выражают отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям и носят ситуативный характер.

К эмоциональным состояниям человека относят:

настроение (общее стойкое актуальное эмоциональное состояние человека, определяющее его общий тонус и активность);

страсть (сильная, все себе подчиняющая увлеченность человека кем-либо или чем-либо);

аффект (яркое, кратковременное эмоциональное переживание, например, горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость при успехе);

чувства (высшие человеческие эмоции, связанные с теми людьми, событиями, предметами, которые для данного человека являются значимыми);

стресс (состояние сильного общего напряжения, возбуждения в трудных, необычных, экстремальных условиях).

Рекомендации по развитию положительных эмоций у ребенка.

  1. От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я – хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики – ощущение «со мной что-то не так», «я – плохой».
  2. Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
  3. Даже требования, которые Вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
  4. Научитесь слушать своего ребенка в радости и в горести.
  5. Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
  6. Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
  7. Обнимайте и целуйте ребенка в любом возрасте.
  8. Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
  9. Проводите со своим ребенком достаточное количество времени, и не сетуйте на то, что у Вас этого времени нет.
  10. Заводите в своей семье красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают Вашу жизнь и жизнь Вашего ребенка теплее и радостнее.

    Ритуалы, которые нравятся детям.

    - Перед уходом в школу  ребенка обнять и поцеловать.

    - Придя из школы ребенок хочет, чтобы выслушали его рассказ о школьной жизни, услышать мнение родителей и совет.

    - Все дети очень любят посидеть при свечах рядом с мамой и папой.

    - На ночь быть заботливо укрытым.

    - В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.

    - Вместе с мамой готовить к празднику и печь красивый торт, а с папой просто поговорить по душам.

    - Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.

свернуть

Как родители могут помочь ребенку учиться

Советы родителям “психотерапия неуспеваемости”

(по материалам О.В. Полянской, Т.И.Беляшкиной)

 

Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить  ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что  оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач

островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести  наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”. 

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого   вранья.  Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

свернуть