Для вас, родители!

Рекомендации родителям по подготовке к прохождению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)

Не пытайтесь переучивать левшу

У вас есть шанс вырастить неординарную личность: процент одарённых левшей достаточно велик. Но при поступлении  в школу такой ребёнок нередко попадает в «группу риска».

 С проблемами при обучении сталкиваются не все дети – левши, а только те, кого начинают переучивать или уже переучивали до школы, заставляя активно работать правой рукой. К сожалению, долгое время подобная практика бала довольно распространённой и для многих педагогов стала аксиомой.

 Мне так удобнее! Переучивать ребёнка ни в коем случае нельзя! Этот насильственный процесс неизбежно приводит к появлению трудностей при письме (нарушению почерка, замедлению темпа работы), а во втором классе становится причиной множества необъяснимых ошибок и пропусков, искажающих смысл слов. Многие сильно занятые или не особенно наблюдательные родители и не успевают понять, что их ребёнок левша: часто переучивание происходит в детском саду. «Взяли ложку (карандаш, ножницы) в правую руку», - говорит воспитательница, и леворукий малыш начинает работать правой рукой – как все! Поэтому будьте внимательны: правильное и твёрдое определение «рукости» (т.е. предпочтительного выбора правой или левой руки) – как можно более раннее (лучше в возрасте четырёх – пяти лет) даёт возможность в дальнейшем избежать вредного переучивания детей. Существуют разные способы такого определения. Рекомендуем вам использовать ряд простых заданий. Когда ребёнок будет их выполнять, внимательно наблюдайте, какая рука активнее, какие движения выполняются более точно, ловко, быстро.

Тесты – помощники.

Существует множество тестов для выяснения того, праворукий человек или леворукий. Каждый из этих тестов в отдельности может оказаться недостаточно убедительным, но в совокупности они позволяют довольно надёжно отличить правшу от левши.

Задания с предметами (для самых маленьких) Всё, что нужно для определения «рукости» вашего малыша, приготовьте заранее, сложите в коробку и положите себе на колени. Сядьте напротив ребёнка и все необходимые предметы кладите прямо перед ним. В некоторых действиях, например при нанизывании бус, используются обе руки, наблюдайте, какая активнее.

Отвинти и завинти крышки. (Подберите несколько флаконов, баночек от крема, шампуня разной формы и величины).

Собери цепочку из скрепок и разбери её.

Нанижи с помощью иголки бусины (пуговицы) на нитку.

Собери что – нибудь из конструктора (мозаики), построй башню из кубиков.

Посчитай и разложи карточки из плотной бумаги, собери их.

Подбрось несколько раз одной рукой мяч и поймай его.

Аккуратно по контуру вырежи ножницами фигуру из открытки.

Зашнуруй и завяжи бантиком шнурки, расстегни и застегни пуговицы на куртке.

Нарисуй дом, человека, машину, забор сначала одной, а потом другой рукой. Какой рукой легче держать карандаш?

Очень важно, как выполняется девятое задание: в каком случае более ровные и чёткие линии, более уверенные и точные движения.

Эти тесты стоит использовать для детей более старшего возраста

Переплетение пальцев рук. Быстро, не думая, переплети пальцы обеих рук. Сколько раз это не повторяй, сверху всегда окажется большой палец одной и той же руки, - как правило, ведущей (правой у правши, левой у левши). Если изменить положение переплетённых пальцев на противоположное, то такая операция потребует некоторых усилий, обдумывания и вызовет ощущение неудобства.

«Поза Наполеона».  Не раздумывания, скрести руки на груди. Обычно у правши правая кисть ложится на левое предплечье первой и сверху, тогда как левая кисть ложится позже и оказывается под правым предплечьем. Сознательное выполнение действия «наоборот», во – первых, совершается медленнее, во – вторых, сопровождается ощущением неловкости.

Аплодисменты. Покажи, как ты аплодируешь. Активно при этом перемещается ведущая рука, ударяя о другую руку, которая остаётся в одном и том же положении или заметно менее активна. 4. Одновременные действия Возьми в каждую руку по карандашу и, действуя одновременно обеими руками, нарисуй, не глядя, круг, квадрат, треугольник. Изображения, выполненные ведущей рукой, обычно более точные. 5. Точность попадания Возьми чистый лист бумаги, поставь жирную точку в центре листа и попытайся с закрытыми глазами раз 15 – 20 подряд попасть в неё карандашом. У правши точность попадания выше при работе правой рукой, точки ближе к цели, распределены вокруг неё равномерно. Левая же рука чаще всего попадает в левую половину листа и дальше от цели, чем правая. 6. Рисование вертикальных линий На листе бумаги нарисуй два квадрата, оба со стороной в полтора сантиметра, и быстро заполни их вертикальными линиями – сначала одной, потом другой рукой. Число линий, нарисованных ведущей рукой, обычно больше примерно на одну треть, и они получаются более аккуратными.

 ПЕРЕУЧИВАТЬ ЛЕВШУ НЕЛЬЗЯ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ: НАСИЛИЕ НАД ПРИРОДОЙ ОБОРАЧИВАЕТСЯ ПРОБЛЕМАМИ ОБУЧЕНИЯ.

свернуть

Особенности организации процесса развития ребёнка с расстройствами аутистического спектра в домашних условиях

Для успешного осуществления коррекционно-развивающих занятий для детей с расстройствами аутистического спектра в домашних условиях особое внимание необходимо обратить на следующее:

- организацию пространства;

- организацию режима дня;

- составление расписания занятий;

- речевой режим для взрослых;

- психологические установки взрослых. 

Организация пространства

Для аутичного ребенка характерны беззащитность перед окружающим миром, наличие страхов и тревожности, а также нарушения пространственной ориентировки. В результате несформированности общей картины мира окружающая ребенка среда представляется для него не упорядоченной, а хаотичной, что негативно влияет на его поведение и познавательную деятельность. Правильная организация пространства, создание «порядка» в окружающей ребенка среде, дает ему возможность лучше ориентироваться в обстановке, а следовательно, почувствовать себя более спокойно и уверенно. Это, в свою очередь, значительно улучшает его поведение. Поэтому, обучая ребенка с аутизмом, важно помнить о том, что организация пространства для него имеет решающее значение. Для преодоления трудностей пространственной ориентации и формирования повседневных социально-бытовых и учебных навыков в процессе коррекционной работы необходимо соблюдать ряд условий: окружающая ребенка обстановка должна характеризоваться упорядоченностью, относительным постоянством и умеренностью по отношению к предметам быта и домашнего обихода. Рассмотрим данные условия подробнее. Упорядоченность окружающего пространства

Для того чтобы создать упорядоченное пространство, необходимо: определить функциональное назначение каждого помещения в квартире/доме.

Например, кухня – для приема пищи;

ванна – для мытья, умывания;

туалет – для «туалетных» процедур;

прихожая – для одевания, раздевания, переобувания.

Каждая комната также должна иметь свое назначение. Например, в большой комнате живут родители, в маленькой – ребенок.

Каждая комната должна быть условно разделена на «зоны» для различных видов деятельности.

Например, в комнате ребенка должна быть «зона отдыха», «игровая зона», «учебная зона».

В «зоне отдыха» может стоять диван, кресло, телевизор, магнитофон. В «игровой зоне» - шкаф с игрушками, играми.

 В «учебной зоне» – стол, компьютер, шкаф/полки с учебными материалами.

Всегда выполнять определенный вид деятельности только в соответствующем помещении. Прием пищи и обувание ботинок в комнате, мытье посуды в ванной, занятия «в зоне отдыха», сон  в кровати родителей – недопустимы.

У ребенка должны быть сформированы четкие упорядоченные представления о том, что и где он должен делать.

Создание порядка и предсказуемость действий позволяют ребенку с аутизмом наилучшим образом адаптироваться к окружающей его обстановке, что существенно влияет на его поведение, которое становится значительно более адекватным.

Предметы быта, домашнего обихода, учебные и игровые материалы должны находиться только в соответствующем помещении или «зоне». Это помогает ребенку в полной мере осознать функции различных предметов, лучше ориентироваться в окружающей обстановке. Перемещение предметов в несоответствующее для них место неприемлемо и значительно затрудняет ориентацию. В игровой зоне должен быть мягкий однотонный ковер, на котором ребенок сможет играть, шкаф с игрушками и играми, а также игровой стол.

В игровом шкафу должны находиться только игровые предметы. Причем игрушки должны вызывать интерес ребенка. Для каждого вида игрушек должна быть выделена отдельная полка. Например, на одной полке будут располагаться мягкие игрушки, на другой – игрушечная посуда, на третьей – настольные игры и т.д. Наличие отдельного именно «игрового» стола обязательно. Недопустимо, чтобы игра ребенка проходила за учебным/рабочим столом. Более того, месторасположение игрового и учебного стола должны сильно отличаться.

Расположение игрового стола, в отличие от учебного, должно способствовать установлению социального контакта с партнером по игре. Стол должен быть повернут таким образом, чтобы ребенок и взрослый могли сидеть напротив друг друга.

Желательно, чтобы игровой стол был небольшим по размеру и имел наиболее удобную для игры квадратную форму.        На начальных этапах работы с ребенком стоит разделить игровой стол на две равные части с помощью цветной клейкой ленты. Это предоставит каждому «игроку» собственное игровое пространство. При этом важно в процессе игры не вторгаться в зону ребенка, чтобы не вызвать реакций протеста.

У ребенка и ребенка в пространстве и познание окружающего мира. Например, недопустимо куртку вешать в комнату, книгу класть в прихожую, а игрушки – в ванную. Холодильник с продуктами, по возможности, не должен стоять в коридоре, а телевизор – на кухне, т.к. в процессе формирования навыков приема пищи ребенок не должен отвлекаться на посторонние предметы.

ПОСТОЯНСТВО ОКРУЖАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА

Постоянство среды, в которой живет ребенок, внушает ему ощущение безопасности. Чем более постоянно окружающее ребенка пространство, тем более комфортно он себя ощущает. Это важно учитывать, работая с ребенком в домашних условиях. Созданную определенную пространственную упорядоченность следует сохранять в течение длительного времени.

Безусловно, возможны изменения – покупка новой мебели, перестановка в комнатах, ремонт в квартире и т.д. Важно, чтобы эти перемены осуществлялись постепенно, так, чтобы ребенок успевал к ним привыкать.

Например, не стоит покупать новую мебель и делать ремонт сразу во всех комнатах, это может спровоцировать вспышки негативизма у ребенка. Несмотря на это, важно помнить, что выполнение определенных видов деятельности всегда должно осуществляться только в установленном для этого месте. Данный порядок изменять не стоит.

Умеренность окружающего пространства

 Данное условие подразумевает разреженность, не перегруженность квартиры/дома предметами быта, домашнего обихода, учебными и игровыми материалами. Все предметы, находящиеся в доме, должны быть функциональными и немногочисленными.

Например, наличие «нефункциональных» сувениров и различных предметов, а также украшений может отвлекать ребенка от процесса познания окружающего мира, а пестрые обои в квартире будут рассеивать его внимание на занятиях. В результате для него может быть затруднительным выделение наиболее значимых и существенных признаков окружающих объектов, явлений. В тоже время следует остерегаться создания аскетической обстановки. Окружающее ребенка пространство должно быть привлекательным, побуждая его к исследовательской деятельности. Особые требования предъявляются к организации бытового, игрового, учебного пространства.

Бытовое пространство

Ребенку необходимо помочь осознать предназначение всех бытовых мест квартиры (дома, дачи и т.д.) и назначение всех вещей и предметов в бытовом пространстве. Например, в пространстве столовой: - готовят еду; - принимают пищу; - находятся столовые принадлежности (в кастрюле варят, в сковороде жарят, из тарелки едят и т.д. – по словесному комментарию взрослого); - накрывают на стол; - убирают со стола; - моют посуду; - убирают пространство кухни и т.д. Данные действия желательно совершать совместно с ребенком, хотя сделать это не всегда легко. Однако важно помнить, что главное - не качество выполнения работы, а участие ребенка в процессе выполнения «домашней» работы. При этом необходимо учитывать возраст ребенка и его желание.

Игровое пространство

 Большое значение при работе с аутичными детьми имеет организация игрового пространства. Учитывая тот факт, что такие дети часто не мотивированы на игру, нужно организовать «игровую зону» так, чтобы она была максимально привлекательна, стимулировала их к исследовательской деятельности и способствовала установлению социального взаимодействия.

В игровой зоне должен быть мягкий однотонный ковер, на котором ребенок сможет играть, шкаф с игрушками и играми, а также игровой стол. В игровом шкафу должны находиться только игровые предметы. Причем игрушки должны вызывать интерес ребенка. Для каждого вида игрушек должна быть выделена отдельная полка. Например, на одной полке будут располагаться мягкие игрушки, на другой – игрушечная посуда, на третьей – настольные игры и т.д. Наличие отдельного именно «игрового» стола обязательно. Недопустимо, что бы игра ребенка проходила за учебным/рабочим столом. Более того, месторасположение игрового и учебного стола должны сильно отличаться. Расположение игрового стола, в отличие от учебного, должно способствовать установлению социального контакта с партнером по игре.

Стол должен быть повернут таким образом, чтобы ребенок и взрослый могли сидеть напротив друг друга. Желательно, чтобы игровой стол был небольшим по размеру и имел наиболее удобную для игры квадратную форму. На начальных этапах работы с ребенком стоит разделить игровой стол на две равные части с помощью цветной клейкой ленты. Это предоставит каждому «игроку» собственное игровое пространство. При этом важно в процессе игры не вторгаться в зону ребенка, чтобы не вызвать реакций протеста. У ребенка и взрослого должны быть одинаковые наборы игровых материалов, что позволит каждому, с одной стороны, не зависеть друг от друга, а с другой – создаст ощущение единства, что поможет установлению контакта. На последующих этапах, когда ребенок будет более подготовлен к непосредственному социальному взаимодействию, сможет делиться собственными игровыми материалами и вступать в совместные игры, можно будет использовать один игровой набор и не разграничивать игровое пространство.

В игровом пространстве ребенка, как и в любом другом, заранее необходимо побеспокоиться о его безопасности (все предметы, представляющие опасность, должны быть надежно спрятаны).

Таким образом, игровое пространство должно иметь четкую структуру, быть удобным, привлекательным и безопасным для ребенка, настраивать его на социальное взаимодействие.

УЧЕБНОЕ ПРОСТРАНСТВО

При работе с детьми с тяжелыми формами аутизма учебную зону необходимо организовать так, чтобы ребенок не отвлекался от процесса выполнения задания. В связи с этим нужно учитывать основной принцип организации рабочего места – ограничение пространства.

Именно ограниченность учебного пространства позволяет ребенку наилучшим образом сосредотачиваться на выполнении различных видов деятельности, не отвлекаясь на всевозможные «побочные раздражители».

Учитывая данный принцип, лучше всего организовать рабочее пространство следующим образом:

- поставить рабочий стол к стене;

 - с каждой стороны от стола ограничить пространство с помощью ширмы или предметов мебели;

- в процессе выполнения задания взрослый, организующий занятие, должен находиться позади ребенка, оказывая ему помощь по мере необходимости.

Нежелательно ставить рабочий стол к окну. В этом случае ребенок будет постоянно отвлекаться на события, происходящие на улице: на проезжающие машины, качающиеся деревья, падающий снег, пешеходов, пролетающих мимо окна птиц и т.д.

При организации занятия важно, чтобы в комнате не было других людей, домашних животных. Недопустимо наличие посторонних шумов: звуков музыки, включенного телевизора и других отвлекающих факторов. Желательно, чтобы при проведении занятия дверь в комнату, где занимается ребенок, была закрыта.

В комнате обязательно должна быть парта или стол со стулом, подходящие по размеру к росту и комплекции ребенка. Все предметы, необходимые для занятий с ребенком, должны иметь свое место и по окончании занятий быть убранными совместно с ребенком.

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ

Создание особого режима дня для ребенка с аутизмом является необходимым условием его развития. Различные явления окружающего мира и события, происходящие с аутичным ребенком, часто в его сознании не связаны с определенными временными рамками. У него не формируется структура времени, он как бы «потерян» во времени. В результате оказывается не сформировано понимание последовательности событий. Он не знает, когда и что делать, не может самостоятельно планировать собственное время, что часто приводит к нарушениям поведения. Для преодоления данных трудностей мы рекомендуем создание специального режима дня ребенка.

Учитывая склонность к стереотипам, характеризующую детей с аутизмом, режим дня должен иметь определённую последовательность и повторяемость. Тогда картина мира в сознании аутичного ребёнка становится упорядоченной, а спланированная жизнь поможет избежать многих страхов, обеспечит чувство безопасности и структурирует поведение ребенка.

При планировании режима дня необходимо учитывать, что у детей с аутизмом понимание речи сильно ограничено. Привычные для обычных людей вербальные способы объяснений некоторых событий для них недостаточны. Поэтому ребенку нужно продемонстрировать последовательность событий наглядно - при помощи фотографий или карточек с изображением предполагаемых режимных моментов (последовательности событий), по которым ребенок сможет понять, что произойдет позже. В качестве символов для обозначения таких моментов могут быть использованы: рисунки (нарисованные от руки или ребенка, выполняющего определенный вид деятельности, изображение необходимого предмета, вызывающего ассоциацию с определённым видом деятельности или режимным моментом), комбинированные формы (предметы, приклеенные к карточкам, предметы вместе с рисунками, надписи под картинками). Для составления режима дня можно, кроме карточек (например, 1-я карточка - подъем, 2-я карточка - завтрак), и т.д.

 

Использовать реальные предметы. 

Например, часы будут символизировать пробуждение ото сна, а тарелка напомнит о завтраке. Для организации деятельности ребенка в течение дня используется расписание.

Дети, страдающие аутизмом, не могут сами структурировать свою жизнь и составить расписание, и в этом им должны помочь взрослые, находящиеся рядом (родители, педагоги и др.). Не может быть универсального для всех детей режима дня. При его составлении нужно учитывать следующие факторы:

возраст ребенка;

биологические ритмы ребёнка;

традиции и возможности семьи.

Расписание на целый день представляет для детей с аутизмом слишком большую трудность. Они не в состоянии охватить такой большой отрезок времени. Поэтому сначала следует помочь им увидеть предсказуемость двух последовательных событий, например, сначала работаем, затем играем.

Только после того, как освоена последовательность двух действий, можно переходить к распорядку одной половины дня, а затем и на весь день.

Аутичным детям нужно именно увидеть, что в их жизни все происходит по заведенному порядку.

Связь между событиями ребёнок понимает не сразу, он не понимает, почему повторяются те или иные действия, и его поведение в быту часто является пассивным подчинением требованиям и предложениям взрослого, т.е. в поведении ребенка отсутствует самостоятельность. Организация четкого режима дня при помощи расписания помогает ребёнку в усвоении бытовых навыков: со временем он начинает понимать, например, что пока он не помоет руки, не сядет есть и т.д. Усвоение последовательности событий в дальнейшем приводит к развитию самостоятельности и упорядоченности поведения. Часто в жизни случаются ситуации, когда родителям приходится отказать ребенку. Например, ребенок хочет мороженое в тот момент, когда обедает. В таком случае, взрослый вынужден отказать ребенку, что воспринимается как окончательный отказ и приводит к аффективной вспышке.

Слово «нет» для таких детей представляет одну из самых больших проблем. «Нет» звучит для них, как приговор и как окончательный отказ. Они не могут понять, что если сейчас ответ отрицательный, то немного позднее он будет положительным. Если ему объяснить (при помощи карточек), что он получит желаемое позже, то это позволит избежать проявлений деструктивного поведения. Карточки, выстроенные друг за другом в виде расписания, делают более позднее «да» зримым, а «нет», сказанное сейчас, становится только временным «нет».

Организация режима дня требует от взрослых соблюдения некоторых правил:

  1. Необходимо постоянно объяснять ребенку простыми, доступными словами что происходит и для чего. Если взрослый свои объяснения окрашивает эмоционально, то это помогает ребёнку усваивать способы действия и чувствовать себя более комфортно в повседневной жизни.
  2. Требуется ежедневная работа по запоминанию последовательности событий, которые происходят в течение дня, для воспитания самостоятельности ребенка в осознании происходящего с ним за день. Необходимо помнить, что проблема развития самостоятельности является одной из наиболее актуальных в коррекции аутизма.
  3. Необходимо, чтобы соблюдение режима дня и выполнение необходимых действий приносило ребёнку удовольствие (что доставляет ему удовольствие, знают только самые близкие, и этому способствует благоприятная и тёплая обстановка в семье). Если ребёнок делает что-то правильно, то с помощью вознаграждения можно добиться более быстрого закрепления нового стереотипа поведения.
  4. Следует использовать символическое обозначение того или иного события (предметы, которые помогут ребёнку сориентироваться в ситуации). Например,перед поездкой в бассейн показать резиновую шапочку или рюкзак, с которыми ребёнок едет на занятия.
  5. Нужно иногда отступать от привычного режима дня, но обязательно предварительно обсуждать эти изменения.
  6. Выполнение составленного режима дня аутичного ребенка обязательно для всех членов семьи, живущих с ним.

Режим дня (один из вариантов)

  1. Утро, подъем(для каждой семьи в свое время). Когда ребёнок проснётся, нужно сначала помочь ему поздороваться со всеми, кто в данный момент находится дома, а затем одеться и заправить постель (сначала взрослый делает это вместе с ребёнком, постепенно помощь становится минимальной, и ребёнок делает все самостоятельно).
  2. Утренние процедуры(туалет, умывание, чистка зубов, расчёсывание – при одновременном и последовательном обучении навыкам самостоятельного выполнения действий).
  3. Завтрак.Подготовка к приёму пищи, самостоятельный завтрак (с учётом возможностей ребёнка), совместная уборка стола после еды.
  4. Занятия с ребёнком.Расписание занятий обязательно должно составляться с учетом эмоционального и физического состояния ребенка. Очень важную роль играет правильная организация пространства и рабочего места ребёнка, чтобы ему было ясно, где и каким делом он будет заниматься.
  5. Прогулка на воздухе.Ребенок должен знать, что прежде, чем он пойдет гулять, он должен выполнить определенные действия (сходить в туалет, переодеться и т.д.). Взрослые должны помнить, что если меняются участники прогулки или ее маршрут, то это нужно заранее проговорить с ребёнком. После возвращения с прогулки, ребенок последовательно выполняет действия, как и прежде.
  6. Обед.Процедура приёма пищи всегда повторяется по определённому (ранее составленному) индивидуальному плану.
  7. Дневной отдых не является обязательным моментом (в зависимости от личностных особенностей ребёнка). Если ребёнок спит днём, то после сна повторяется процедура утреннего подъёма.
  8. Полдник.Процедура приёма пищи повторяется, как и раньше. Один из приёмов пищи дома можно заменить походом в кафе для приобретения навыков общения и переноса ранее приобретенных навыков в другую социальную ситуацию.
  9. Занятия с ребёнком (по составленному расписанию): дидактические или подвижные игры, чтение ребёнку книг, просмотр мультфильмов и т.д.
  10. Ужин.Применяется ранее отработанная процедура.
  11. Время после ужина можно использовать для общения и игр с другими детьми или членами семьи, для прогулки по ранее оговоренному маршруту и т.д., в зависимости от традиций и возможностей семьи.
  12. Умывание/принятие ванны.
  13. Ночной сон.Процедура укладывания аутичного ребенка в постель облегчается, когда она заранее проработана и выполняется в строгой последовательности с учетом его индивидуальных особенностей (туалет, купание, чистка зубов, укладывание с колыбельной и т.д.) и семейных традиций. 
свернуть

Развитие мелкой моторики у детей с трудностями в обучении

Движения пальцев рук и кистей ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки - белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

В Японии широко используются упражнения для ладоней с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее действие и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые проекции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.

Игры дома для развития мелкой моторики рук:

  • Показать отдельно один палец (указательный), затем два (указательный и средний) и т.д.
  • Показать колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим пальцем.
  • Пальчиковые гимнастики.
  • Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
  • Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
  • Завинчивание и отвинчивание крышек, банок, пузырьков.
  • Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
  • Нанизывание бус на нитку.
  • Изготовление поделок из бумаги, природного материала.
  • «Пальчиковые бассейны» (желуди, каштаны, фасоль, горох, чечевица, морские камешки).
  • Раскрашивание картинки, не выходя за контуры.
  • Обводка и штриховка предметов (проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии).
  • Рисование по точкам, по клеточкам.
  • Складывание разрезных картинок (по горизонтали, по вертикали, по диагонали).
  • Выкладывание пазлов.
  • Складывание кубиков с изображением объектов по лексическим темам.
  • Выкладывание фигур из счетных палочек по показу, по образцу, по схеме.
  • Конструкторы «Lego», «Геометрические фигуры», строительные наборы (деревянные), «Мозаика» и др.
  • Сборно-разборные игрушки.
  • Логические блоки Дьенеша.
  • Счетные палочки Кюизенера.
  • Кубики Никитина «Выложи квадрат».
свернуть

Развитие детей с ОПФР через обогащение, накопление и стимуляцию чувственного опыта

Воспитывая и обучая особого ребенка родитель и педагог сталкивается с многими трудностями начиная с первых контактов, задаваясь вопросами как и чему учить, как помочь ребенку познать окружающий его мир, научится взаимодействовать с этим миром.

Для того чтобы овладеть необходимыми навыками умениями нужно иметь сохранную когнитивную сферу, достаточно развитые психические функции, познавательную активность.

Есть категория детей, которые особо нуждаются в детальном изучении особенностей их психики, выработке правильных подходов в обучении, это дети с тяжелой степенью умственной отсталости, имеющие как правило сопутствующие нарушения в развитии.

Проанализировав опыт классиков отечественной и зарубежной психологии, дефектологии, физиологии, изучив их труды в развитии и становлении человеческой психофизиологии, хотелось отметить процесс ощущения, как базисную функцию, фундамент в построении всей дальнейшей высшей психической деятельности человека.

На основе этих исследований выделено два направления обучения идущих друг за другом:

1) сенсорно-перцептивный, этап который включает в себя: обогащение, накопление и стимуляцию чувственного опыта через восприятие предметов и материалов различной фактуры, величины, через изучение свойств различных материалов окружающего мира, через стимуляцию тактильно-двигательного восприятия.

На этом этапе важной особенностью обучения является совместное создание развивающей среды, изготовление различных пособий и тренажеров, где ребенок учится действовать, обследовать, перебирать перекладывать различные отдельные элементы материалов.

2) второй этап условно назван когнитивным, т.к. ребенок имея уже некоторый чувственный опыт и память о свойствах предметов и материалов может выполнять простые упражнения на различение, узнавание, что стимулирует более высокий уровень сознания, тренирует психические функции.

Игры и упражнения первого этапа обучения.

- Игры с водой - Игры с песком. - Игры с природным материалом, крупой. - Игры с картоном и бумагой. - Игры с тканью и нитками. - Игры с пластилином. - Тактильные мячики (совместное изготовление пластилиновых шариков, обкатывание их фасолью, горохом) - Тактильные коврики (выбор материалов различных по фактуре) - Волшебные пирожки (заполняем мешочки пуговицами, крупой, песком ватой)

Игры и упражнения второго этапа обучения.

- Найди такой же мячик. - Выбери одинаковые мячики (коврики) - Разложи по коробкам мячики (различение: большой, маленький) - Разложи по парам коврики(мячики) - Какой коврик исчез. - Добавь коврик, что бы вышла пара. - Найди одинаковые мешочки. - Узнай на ощупь. - Чудесная коробочка (мячики, коврики, мешочки-различение.)

 

свернуть

Развиваем внимание, память, мышление у детей 6-7 лет с нарушениями психического развития

Возраст (6–7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Характерной особенностью данного возраста является развитие у ребёнка психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти и речи.

Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребёнка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. В норме ребёнок начинает сознательно направлять его и удерживать на определенных предметах и объектах. Дети с нарушениями психического развития нуждаются в помощи взрослого (педагога, родителя).

В возрасте 6-7 лет дети любят играть в сюжетно-ролевые игры, им нравятся коллективные и настольные игры. Задача родителей-развивать в своих детях любознательность, выдумку и инициативность. Развивающие игры для детей 6-7 лет должны способствовать развитию умений и навыков, необходимых в дальнейшем обучении ребёнка в школе. В этом возрасте отлично подойдут игры на развитие внимания, памяти, мышления.

Самой высшей формой деятельности человека является мышление. Конечно, существуют определенные предпосылки к его развитию, но этот психический процесс можно и нужно развивать, и лучший способ сделать это-игра. Необходимо также помнить, что мышление неразрывно связано с речью.

Предлагаемые игры помогут детям научиться рассуждать, обобщать, сравнивать, выносить самостоятельные умозаключения по некоторым (пусть пока и банальным) вопросам, а, научившись этому, дети научатся самостоятельно мыслить.

«Найди лишнее слово»

Составьте серии слов, в каждой из которых одно слово будет отличаться от других по некоторому признаку (например, храбрый-смелый-злой-отважный). Предложите ребенку определить это лишнее слово. В серии может быть от трёх до пяти слов (по возможностям ребёнка).

«Бывает — не бывает»

Бросайте ребёнку мяч, одновременно называя какую-нибудь ситуацию. Ребёнку надо поймать мяч, если указанная ситуация возможна, и отбивать его, когда такая ситуация в принципе невозможна (например: кошка хочет пить, самолет идет по земле и др.)

«Угадай по описанию»

Взрослый дает описание некоторого предмета, а затем просит угадать, о чем он говорил. Говорить можно о чём угодно — об овощах, игрушках, животных. Если ребёнок колеблется с ответом, можно выложить ему подсказку в виде картинок.

«Общие слова»

Взрослый предлагает ребёнку назвать как можно больше общих слов, относящихся к какой-тот теме и обозначающих некоторое понятие. Это могут быть слова, обозначающие кустарники, деревья, цветы; слова, относящиеся к спорту; слова, обозначающие домашних зверей, наземный или воздушный транспорт и так далее.

Память ребенка в детстве неразрывно связана с его интересом. Память является комплексным процессом восприятия, обработки и хранения информации, но изначально запоминается лишь то, что интересно. Нарушение на любом из этапов работы с информацией может вызвать в дальнейшем у ребёнка трудности в обучении. Предложенные игры направлены на тренировку памяти ребёнка, обучение логическим приёмам запоминания.

«Стирай!»

Ребёнок рисует мелом на доске или карандашом на листе бумаги «рожицу». Затем взрослый завязывает ему глаза, и ребёнок должен стереть некоторые части «рожицы» в соответствии с указаниями, которые дает ведущий, и в той же последовательности (например, сначала глаз, затем подбородок и т. д.).

«Что исчезло?»

Разложите на столе несколько предметов (картинок) и попросите ребёнка внимательно их рассмотреть. Затем ребёнок отворачивается, а взрослый убирает один предмет и предлагает посмотреть, вспомнить и назвать, что исчезло.

Разновидность этой игры: оставшиеся предметы на столе смешиваются, ребёнку предлагается назвать их исходную последовательность.

«Пиктограмма»

Взрослый называет слова и словосочетания, а ребёнок зарисовывает их в виде любых рисунков и называет исходные словосочетания («читает свои рисунки»).

Любопытно, что дети могут нарисовать и такие, казалось бы, абстрактные понятия как добро и зло, счастье или печаль, отображают эмоциональное состояние человека.

«Волшебный мешок с подарками»

Взрослый высыпает на стол несколько предметов, из тех, что привычны ребёнку и используются им. Ребёнок рассматривает их в течение одной минуты, а затем взрослый убирает предметы в мешок и задает вопросы о них (например: какого цвета была резинка для волос? сколько было синих карандашей? …).

«Вспомни и назови»

Взрослый называет ребёнку 10 простых слов (например, стол, ель, мяч, конфета, слон, дождь и т. д.) . Затем предлагает вспомнить и назвать все слова в том порядке, в каком они были названы. Еще интересней эта игра становится, если попросить ребёнка «нарисовать» эти слова, пусть даже весьма схематично. В эту игру можно играть с двумя-тремя детьми одного возраста, пусть каждый «рисует» слова, которые запомнил. Для внесения в игру элемента соревновательности можно засчитывать за каждое правильно названное слово баллы. Бонус можно ввести за правильно угаданный порядок слов.

 

 

свернуть

Помоги мне это сделать самому!

Вот уже более ста лет живет в мире система образования и воспитания, разработанная выдающимся итальянским педагогом Марией Монтессори. Во многих странах есть детские сады и школы, которые работают по ее методике. Кто же такая Мария Монтессори и что представляет из себя система, которую она разработала?

Что же представляет из себя методика Марии Монтессори, существующая уже второй век?

В центре педагогической системы Монтессори стоит сам ребенок, с его личными внутренними потребностями, особенностями физического и психического развития. Каждый малыш уникален и неповторим, и задача Монтессори-педагога заключается в том, чтобы дать любому ребенку возможность развиваться и обучаться в соответствии с его внутренними потребностями. Смысл метода в стимулировании ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача воспитателя — помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свои возможности и таланты. Главный девиз методики Монтессори — «помоги мне сделать это самому».

Особый ребенок в Монтессори-группе.

Отсутствие классно-урочной системы и соревнований между детьми, разновозрастные группы, личностно - ориентированный под ход к ребенку и его обучению делают возможными занятия особых детей в Монтессори-группах. Более того, это даже приветствуется, ведь система Монтессори идеально подходит для детей с особенностями в физическом, эмоциональном и психическом развитии. В одну группу рекомендуют принимать ребят с разными проблемами: например, одного ребенка с ДЦП, другого с синдромом Дауна, третьего с проблемами зрения и т.п. Этим детям педагоги уделяют особое внимание: для них составляются индивидуальные программы, которые в зависимости от продвижения ребенка могут меняться — усложняться или, наоборот, упрощаться — в течение года. Как показывает практика, особые дети прекрасно чувствуют себя в Монтессори группах и добиваются отличных результатов в обучении. Это и понятно: ведь их никто не торопит, не сравнивает со сверстниками или другими детьми в группе. Они там не особые, а самые обычные дети, такие же, как и все остальные, — с присущей им, как и любому другому ребенку, индивидуальностью.

Занимаемся дома.

К большому сожалению, у родителей особых детей не всегда есть возможность водить своего ребенка в сад или группу, работающую по методике Монтессори. К тому же не каждый особый ребенок в силу своего состояния может посещать сад или группу Монтессори. Из этой, казалось бы, безвыходной ситуации все же можно найти выход. Очень многое из методики Монтессори можно использовать в домашних условиях, занимаясь со своим особым малышом самостоятельно. Конечно, в полной мере создать Монтессори среду дома не получится, ведь среда — это не только материал, но и педагог, дети, особый ритм группы. Однако дать ребенку возможность исследовать мир, развиваться и обучаться по методике Монтессори можно и дома. И это не требует больших денежных вложений — надо просто изучить методику, понять ее суть и придерживаться некоторых правил. Приведем основные.:

  1. По возможности обустройте бытовое пространство так, чтобы малышу было комфортно и удобно. Хорошо, если весь развивающий материал будет размещен в зоне доступа ребенка. Идеальный вариант — расположить пособия на полочках, не превышающих рост малыша. Если такой возможности нет, то предлагайте сыну или дочке разные материалы как можно чаще.
  2. Неукоснительно придерживайтесь следующего правила: каждый материал после работы необходимо вернуть на свое место, и только после этого можно брать другое пособие. Если ребенок не может убрать за собой сам, это должен сделать родитель.
  3. Когда вы показываете малышу принцип работы с материалом, постарайтесь произносить как можно меньше слов и говорить только по существу. Так вашему ребенку будет легче сконцентрироваться на работе.
  4. Не вмешивайтесь, если малыш что-то делает не так, как вам хотелось бы. Пусть ребенок сам поупражняется, после чего, не обсуждая действий сына или дочки, покажите еще раз, как правильно работать с материалом.
  5. Дайте ребенку работать с тем или иным материалом так долго, как он этого хочет.
  6. По возможности не отвлекайте малыша, когда он глубоко погружен в работу.

Чем же можно заниматься дома? Список упражнений вы найдете на далее, однако этот перечень далеко не полный! Много идей можно почерпнуть в книгах, интернете. Выбирайте то, что по силам вашему ребенку и нравится ему. По мере взросления сына или дочки, совершенствования навыков, добавляйте новый материал и усложняйте работу с ним. Обязательно предоставьте малышу возможность лепить, рисовать красками, карандашами, фломастерами, мелками. Замечательно, если у ребенка будут наборы животных или карточки с их изображением, пирамидки или блоки, которые можно вставлять друг в друга, разнообразные кубики и конструкторы. По возможности вовлекайте малыша в домашнюю работу — учите его делать то, что ему по силам (например поливать цветы или кормить рыбок). Не бойтесь доверять своему ребенку (если, конечно, позволяет его состояние) стирать и гладить свои платочки и майки, даже если вы знаете, что вам придется переделывать работу сына или дочки. Самостоятельность важна для любого ребенка, а для особого и подавно. Ведь самостоятельность — это независимость и уверенность в себе и своих силах.

ПЕРЕСЫПАНИЕ КРУПЫ ИЗ ОДНОГО СТАКАНА В ДРУГОЙ. Вам понадобятся: небольшой поднос, два стакана, один из которых будет наполнен крупой (рисом, гречкой, чечевицей и т.п.), а также щеточка для сметания просыпавшейся крупы и маленький совочек, куда эта крупа будет сметаться. Перед тем как показывать ребенку принцип работы с материалом, скажите ему, как называются предметы, стоящие на подносе, объясните, что вы собираетесь делать с этими предметами («сейчас мы будем пересыпать»). Покажите малышу, как пересыпать крупу из одного стакана в другой, а потом дайте ребенку возможность поработать самостоятельно. В конце работы уберите материал на место. Подобные упражнения помогают развивать мускульную координацию, учат ребенка аккуратности, формируют усидчивость.

ПЕРЕСЫПАНИЕ КРУПЫ ЛОЖКОЙ. Вам понадобятся: поднос, на котором будет стоять материал, две небольшие чашки или пиалы, одна из которых будет наполнена крупой, ложка, щеточка для сметания просыпавшейся крупы и совочек. Задача ребенка — ложкой пересыпать крупу из одной чашки в другую. Порядок работы такой же, как и в первом упражнении: сначала вы называете предметы и показываете, как с ними работать, потом ребенок занимается самостоятельно. Поработав, не забудьте все убрать на свои места. Это упражнение напоминает первое, но оно сложнее и требует от ребенка большей концентрации внимания.

ПЕРЕЛИВАНИЕ ИЗ ОДНОГО СТАКАНА В ДРУГОЙ. Материалы те же, что и в предыдущих упражнениях, только вместо крупы вам понадобится вода, а вместо щеточки — губка, чтобы вытирать образовавшиеся лужицы.

ПЕРЕЛИВАНИЕ ИЗ ЧАЙНИЧКА В ЧАШКИ. Вам понадобятся: поднос, маленький заварной чайник, две чашечки, губка для вытирания пролившейся воды. Цель упражнения — перелить воду из чайничка в чашечки.

ПЕРЕЛИВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВОРОНКУ. Вам понадобятся: небольшая бутылочка (лучше взять стеклянную, но подойдет и поллитровая пластиковая), а также обычная воронка и стакан. Стакан наполняется водой, воронка ставится в бутылку. Задача ребенка — налить воду через воронку в бутылку. Это упражнение более сложное, чем обычное переливание, и приступать к нему лучше тогда, когда ребенок освоит переливание из одного стакана в другой.

ПОИСК КЛАДА. Вам понадобятся: небольшой тазик, горох, чечевица или крупные макароны, а также «клад» (маленькие фигурки животных, крупные пуговицы, маленькие камушки-голыши и т.п.), щеточка и совочек. В тазик насыпаем горох или чечевицу и прячем там «клад». Задача ребенка — найти в тазике все спрятанные фигурки. Это занятие обычно очень увлекает детей, а работа с мелкими предметами позволяет развивать моторику.

СОРТИРОВКА. Вам понадобятся: от двух до пяти баночек из-под детского питания (или что-то подобное), чашечка, в которой будут лежать горох, белая и красная фасоль, макароны различных форм и цветов и т.п. Задача ребенка — рассортировать предметы, находящиеся в чашечке, по баночкам (каждый вид и сорт — отдельно). Если ребенку трудно работать с мелкими предметами, положите в чашечку каштаны, грецкие орехи, косточки от абрикосов. Будет хорошо, если ребенок сначала потренируется на крупных предметах — каштанах и орехах, а потом перейдет к мелким — гороху и фасоли. Это упражнение тоже способствует развитию мелкой моторики. К тому же, сортируя различные предметы, ребенок учится классифицировать и группировать.

ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК. Это упражнение помогает развить у ребенка тактильные ощущения. Вам понадобятся: небольшой тканевый мешочек и 5—10 знакомых ребенку предметов (для старших детей подойдут геометрические тела). Задача ребенка — опустив руку в мешочек, найти какой-либо предмет по вашей просьбе. Это упражнение подойдет для разных деток, в том числе и для лежачих.

ШЕРШАВЫЕ ЦИФРЫ. Вам понадобятся: цифры, изготовленные из наждачной бумаги. Этот материал вам надо будет подготовить заранее, вырезав из средней «шкурки» цифры и наклеив их на плотный картон — каждую цифру отдельно. Сначала покажите ребенку цифру, обводя ее пальчиком малыша. Затем предложите ребенку обвести цифру самостоятельно. Этот материал направлен на развитие тактильных ощущений, а также на изучение цифр. Кроме того, это косвенная подготовка руки ребенка к письму, ведь пальчик малыша делает те же движения, которые будет делать рука ребенка, когда он начнет учиться писать.

ЦВЕТНЫЕ ТАБЛИЧКИ. Этот материал направлен на знакомство ребенка с цветами. Вам понадобятся: таблички разных цветов. Их можно изготовить из цветного картона, вырезав полоски размером примерно 10 х 5 см. Сделайте по 2 полоски каждого цвета. Работа проводится в два этапа. Сначала вы выкладываете перед ребенком таблички, показываете, как подобрать к ним пару — получается что-то вроде цветового лото. Затем ребенок проделывает все самостоятельно. Когда малыш научится правильно подбирать парные цвета, можно учить его названиям этих цветов.

РИСОВАНИЕ НА МАНКЕ. Вам понадобятся: поднос с манкой, щеточка и совочек для уборки. На подносе с манкой указательным пальцем рисуйте разнообразные предметы. Вы можете рисовать все, что угодно: геометрические фигуры, буквы, цифры и т.д.; малыш же пускай рисует то, что сам захочет. Упражнение очень хорошо развивает тактильные ощущения, мелкую моторику, усидчивость.

РАБОТА С КУСОЧКАМИ ТКАНИ. Это упражнение направлено на развитие тактильных ощущений. Вам понадобятся: небольшие кусочки ткани, желательно одинакового размера, но разные по структуре: шерсть, ситец, джинсовка, кожа, велюр, вельвет. Чем больше будет у вас кусочков ткани, различающихся на ощупь, тем лучше. Задача маленького ребенка заключается в простом ощупывании ткани. Ребенку постарше можно дать определенные задания. Добавьте второй комплект точно таких же кусочков ткани и попросите малыша подобрать им пару — сначала с открытыми глазами, а когда и это будет получаться хорошо, попробуйте с закрытыми. Работа с закрытыми глазами прекрасно развивает тактильную память, что, в свою очередь, будет способствовать лучшему развитию головного мозга.

 

свернуть

Игровые занятия для развития словарного запаса младших школьников c трудностями в обучении

Дети с недостаточно сформированной устной речью оказываются не готовыми к началу школьного обучения. И прежде всего, это отрицательно сказывается на овладении ими грамотой.

Каждому ясно - чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь.

Очень важно, чтобы словарный запас ребенок накапливал не хаотично, как это происходит в большинстве случаев, а в определенной системе. Накопление словарного запаса у ребенка неразрывно связано с овладением речевыми звуками и грамматическим строем речи.           

Эти занимательные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик-школу, в дороге, на прогулке.

Как только заметили, что внимание ребенка стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается.

1. Что вокруг. На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает.

2. Описание объекта. Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов. Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

3. За кем последнее слово. По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл.

4. Ищем детали. Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» - «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор...» - «А что есть у дерева?» - «Корень, ствол, ветки, листья...»

5. Описываем свойства предметов. Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» - «Дом, дерево, человек...» - «А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?» - «Река, улица, лента...» - «А что шире - ручеек или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..

6. Придумываем историю. Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.

7. Что может быть? Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему - существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой…

8. Стань писателем. Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если малышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.

9. Найди повтор. Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша одевала одежду на куклу».

10. Игра в антонимы, в слова противоположные по значению.

Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой - маленький».

11. Игра в синонимы. 

Например, синоним к слову «палка» - трость, клюка, костыль, посох.

12. «Добавь слово». Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок - его продолжение и окончание: - Оля проснулась и... (стала умываться). - Коля оделся и... (побежал гулять). - он замерз и... (пошел домой). - стали они играть... (с зайчиком). - зайчик испугался и... (побежал, спрятался) - девочка обиделась и... (ушла, заплакала).

13. Что увидел? Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?

14. Бюро путешествий. Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – на прогулку, в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

15. Всегда под рукой. Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

16. Логическая цепочка. Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию нужно составить связанный рассказ. Затем задание усложняется. Карточки переворачиваются, и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и называет их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек зависит от возраста ребенка, чем старше – тем картинок больше. Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревноваться, кто больше запомнит картинок.

17. Истории из жизни. Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

18. Мой репортаж. Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.

19. Чем закончилось? Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

свернуть

12 упражнений для сенсорной интеграции, которые понравятся вашему ребенку

1.Игры с пластилином, глиной, тестом, специальной пеной, и т.д.

Детям очень нравится играть с пластилином и другими пластичными массами, что очень полезно для малышей с тактильными проблемами. В настоящее время есть огромный выбор пластилинов; вы можете, купить готовый, изготовить его дома, существует как ароматизированный пластилин, так и без запаха. Вы можете замесить с малышом тесто по специальному рецепту, что, несомненно, доставит ему много радости и обогатит его тактильный опыт. Детям необходимо трогать разнообразные текстуры и играть с ними, чтобы развить нормальное тактильное восприятие. Если ваш малыш отказывается играть с пластилином и подобными массами, вам тем более необходимо увлечь малыша такой игрой.

  1. «Тяжелая работа»

Эти виды деятельности необходимы для детей, которые испытывают трудности в регулировании уровня своего возбуждения. Такие дети часто ломают вещи, прыгают, бегают и, кажется, просто не могут сидеть на месте. Мальчики могут действительно испытывать терпение родителей, учителей и даже специалистов по терапии. Регулярные нагрузки для их нервной системы помогут им успокоиться. Такие мероприятия оказывают воздействие на их тело, мышцы и суставы, помогая вечно жаждущим движения малышам, получить необходимую нагрузку. Очень хороши упражнения с утяжеленными предметами, прыжки на батуте, лазанье по канату или шведской стенке, толкание предметов или раскачивание. Таким малышам особенно полезно чувствовать себя «сжатыми», когда на их тело оказывается глубокое давление.

В целом, подобные упражнения необходимы всем детям! Но детям с реактивной нервной системой это необходимо вдвойне, ведь именно активная деятельность дает им необходимую сенсорную нагрузку, а эффект от этого может быть удивительным, ваш малыш сможет регулировать своё поведение и уровень возбуждения.

Совет: Всегда лучше чередовать задания, требующие усидчивости и активную деятельность.

Кстати, игры с песком (ваш малыш может рыть тоннели, строить замки) также очень полезен для подвижных детей, как и для детей с тактильными проблемами.

  1. Программы для сна:

Дети и взрослые с проблемами сенсорного восприятия часто испытывают проблемы с засыпанием и сном. Следующие изделия и виды деятельности могут оказать помощь в таком случае:

аппараты, производящие звуки природы;

аппараты белого шума;

ароматические лампы;

ночники, лава-лампы, пузырьковые трубы;

расслабляющая музыка;

утяжеленные одеяла;

физические нагрузки перед отходом ко сну;

вибрирующие матрасы и подушки;

спальные мешки.

  1. Игры с водой и песком

Игры с водой и песком – это веселье, которое, кроме того, дает ребенку тактильную стимуляцию. Вы ограничены только вашей фантазией. Запаситесь полотенцами и затевайте игры с водой, песком, рисом, пеной для бритья и любыми другими вещами, которые есть под рукой. Переливайте воду в разные сосуды и слушайте, как она звучит. Прячьте маленькие игрушки в песке или пшене и попросите малыша найти их.

  1. Вестибулярные движения

Детям необходимо двигаться! Для некоторых малышей – это страшно, а некоторые просто не могут остановиться. Вам следует установить, есть ли у вашего ребенка нарушения, связанные с вестибулярным аппаратом, или проприоцептивные проблемы. Вестибулярные движения (или проприоцептивная стимуляция) может взбодрить малыша или наоборот успокоить. В любом случае, такая стимуляция необходима и должна быть частью терапии. Ниже несколько предложения для получения ребенком подобного опыта:

крытые батуты;

водные трамплины (бассейн или озеро);

качели;

раскачивающиеся игрушки;

самокаты;

скейты;

ролики;

шведская стенка;

большие терапевтические мячи.

  1. Ароматерапия

Ароматерапия — это прекрасный способ для занятий с детьми, которые не чувствуют некоторые запахи или наоборот очень к ним чувствительны. Вам и малышу доставят удовольствия ароматические масла, свечи, диффузоры. Вы можете помочь своему ребенку научиться терпеть запахи или использовать их для расслабления и успокоения. Ароматерапия – это отличное средство стимуляции, и зависит во многом от того, какой запах вы выберите (например, запах корицы скорее взбодрит ребенка, а лаванды расслабит).

Совет: Если ваш малыш очень чувствителен к запахам, предложите ему носить собой баночку ароматического масла, запах которого ему приятен (например, мята), и нюхать его, когда другие запахи становится трудно терпеть.

  1. Массажеры, вибрирующие игрушки.

Вибрация – это основной прием занятий для сенсорной интеграции. Вы редко встретите специалиста по оккупационной терапии, который бы работал с детьми, не используя вибрирующие изделия и игрушки. Они используются как для стимуляции, так и для успокоения ребенка.  Вот некоторые идеи:

вибрирующие подушки и матрасы для успокоения;

ручные массажеры в виде животных для массажа всего тела (кроме живота);

ротовые массажеры;

массажные маты;

детские вибрирующие стульчики;

Массажные кресла и раскладушки;

вибрирующие зубные щётки.

  1. Щётка Wilbarger

Внимание: это широко используемый, но очень особый вид лечения, который может быть применен только под руководством специалиста по оккупационной терапии. Для такого лечения требуется хирургическая щётка и чёткие инструкции о том, как и с какими интервалами, использовать её в течение дня.

Тем не менее, это – один из успешных методов лечения детей с тактильными и сенсорными проблемами. Одной из главных причин для использования этого метода является уменьшение чувствительности кожи, что помогает ребенку легче переносить другие сенсорные ощущения.

  1. Игры с туннелями и палатками

И то и другое очень полезно для сенсорной интеграции, и как всегда главное – проявить фантазию. Ниже представлены некоторые советы.

Используйте тоннели для развития крупной и билатеральной моторики.

Даже просто ползая через тоннель, ребенок развивает координацию.

Обогатите тактильный опыт ребенка, размещая в тоннели разные предметы или помещая в него ковровое покрытие.

Вы можете немного потрясти тоннель (настоящее землетрясение!), когда малыш внутри, чтобы улучшить его проприоцептивные и вестибулярные реакции.

Используйте палатки для создания безопасной атмосферы, необходимой детям, перегруженным сенсорными стимулами, малыш может даже подремать в таком уютном месте, отдохнуть или почитать (вы можете положить там мягкие подушки, одеяла, наушники с приятной музыкой, лава-лампы, ночники, чтобы создать расслабляющую атмосферу).

  1. Проприоцептивная деятельность

Количество таких занятий – почти бесконечно. Проприоцепция относится к воздействию на мышцы, суставы, связки, сухожилия и соединительные ткани. Это касается контроля моторики, управления тела, планирования движений, осознания положения тела в пространстве и постуральной стабильности.

Если проприоцептивное чувство работает плохо, ребенку может быть трудно двигаться плавно, быть скоординированным в своих движениях. Такие дети имеют проблемы как с крупной, так и с мелкой моторикой, им тяжело ездить на велосипеде, писать, гулять, заниматься спортом, и даже ползать.

Некоторым детям необходима проприоцептивная стимуляция, для того чтобы их тело успокоилось, а они смогли регулировать уровень возбуждения.

Проприоцептивное чувство – это огромная сфера для развития и лечения у детей с проблемами сенсорного восприятия, и очень часто такие проблемы можно решить ещё в самом раннем детстве.

  1. Сенсорные комнаты

В каждой школе, клинике, доме, детском саду должны быть сенсорные комнаты, не важно есть ли у детей нарушения в сенсорном восприятии или нет. Всем полезно расслабиться и отдохнуть. Что же разместить в такой сенсорной комнате? Во многом это зависит от того, для кого вы её делаете, и каким пространством для этого располагаете.

Вот несколько идей:

  • Магнитофон, воспроизводящий звуки природы
  • Ароматические приспособления (диффузеры, лампы) 
  • Мягкие подушки и одеяла
  • Пузырьковые трубы
  • Кресла-мешки
  • Массжаные кресла и маты
  • Расслабляющая музыка
  • Ночники, особые светильники, лава-лампы

Для тех, кто нуждается в дополнительной сенсорной стимуляции:

  • Тактильные маты и мячи
  • Кресла-качалки, гамаки, качели
  • Вибрирующие раскладушки, подушки и игрушки
  • Интерактивные пузырьковые трубы
  • Прожекторы жидкого света
  • Машины для мыльных пузырей
  • Утяжеленные одеяла и игрушки
  • Тактильные игрушки
  • Свистки, свистульки, музыкальные инструменты
  • Лестницы, шведские стенки, тележки, скейты.
свернуть

Упражнения по формированию культурно-гигиенических умений и навыков

Задачи:

 - учить самостоятельно, умываться;

 - пользоваться душем;

 - чистить зубы.

 

"Умываемся самостоятельно"

 При обучении самостоятельному умыванию внимание ребенка привлекается к достаточному количеству мыльной пены на руке после ее намыливания. Начинать можно с того, что, дав ребенку в руку мочалку, попросить окунуть ее в воду, затем сказать: "Смой пену!" - и помочь ему в этом действии. Каждый раз при купании предлагают это задание, поддерживая своей рукой его руку с мочалкой, чтобы он не выронил ее. Если ребенок усвоил порядок движений, то можно снижать контроль за его рукой. Когда смыта вся мыльная пена, сказать: "Хорошо!" Затем малыша учат отжимать и вешать мочалку на место. Эти упражнения важны, так как они приучают доводить начатое до конца и являются видимым завершением всего действия. Кроме того, они укрепляют силу рук и показывают, что все действия завершены. Дети старшего возраста, помогая взрослому, могут мыть свою голову, шею, плечи, живот, нижнюю часть туловища, ноги. Взрослый создает такую обстановку, когда ребенок захочет самостоятельно купаться или принимать душ.

 "Пользуемся душем"

Прежде чем позволить ребенку самостоятельно пользоваться душем, необходимо ежедневно упражнять его в понимании и различении температуры воды, льющейся из синего и красного кранов. С помощью смесителя ребенка учат регулировать температуру воды. Взрослый объясняет ему, что красный кран обозначает горячая вода, и открывает два крана так, чтобы бежала приятная теплая вода, держит руки ребенка в своих руках в струе воды и говорит: "Теплая вода, приятно теплая!" Добавив горячей воды, более горячей, чем нужно для душа, взрослый держит свои руки под струей и говорит: "О, горячая вода, слишком горячая!" Мимикой выражает свое неудовольствие, чтобы ребенок видел, что горячая вода взрослому не нравится. Привлекая внимание к синему крану, показывают, как им пользоваться. Затем учат пользоваться синим краном, если вода очень горячая. В душевой показывают, как пользоваться душем и как проверить воду с помощью руки. Когда ребенок научится это делать, то ему разрешается определить, какая вода слишком горячая, приятно теплая или холодная. Взрослый перепроверяет температуру воды. В последующем ребенок научится правильно определять температуру воды и самостоятельно принимать душ.

"Чистим зубы"

Определенное время уходит на знакомство ребенка со щеткой, зеркалом, зубной пастой. Затем ребенок наблюдает, как взрослый чистит себе зубы, глядя на его отражение в зеркале. Затем, выдавив немного пасты на палец, массируют дѐсны ребенка, чтобы сделать их менее восприимчивыми и приучить к вкусу зубной пасты. Взрослый дает ребенку подержать щетку, выдавливая на нее пасту, затем, встав за ним, медленно подносит щетку к его рту, спокойно и ободряюще говорит. Другой рукой открывает рот ребенку и помогает ему медленно поводить щеткой вдоль зубов. Контроль взрослого постепенно сокращается. Если он попытается укусить зубную щетку, то необходимо опустить его голову слегка назад, чтобы подбородок принял нормальное положение.

свернуть

Упражнения для развития познавательных процессов в домашних условиях

  1. Развитие мелкой моторики:
  • графические упражнения;
  • прописи;
  • лепка;
  • рисование;
  • пальчиковая гимнастика;
  • оригами.
  1. Развитие внимания:
  • выкладывание узора из мозаики;
  • выкладывание фигуры из палочек по образцу;
  • исключение лишнего;
  • нахождение различий в двух похожих картинках;
  • нахождение двух одинаковых предметов среди множества;
  • нанизывание бусинок по образцу;
  • срисовывание по клеточкам;
  • нахождение одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).
  1. Развитие восприятия:
  • различать цвета и их оттенки;
  • различать форму предметов и геометрические фигуры;
  • сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте);
  • выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже);
  • сравнивать до 10 предметов, различных по величине;
  • измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки);
  • различать и называть части суток, их последовательность;
  • понимать значение слов вчера, сегодня, завтра;
  • знать дни недели, месяцы года;
  1. Развитие памяти:
  • заучивать небольшое стихотворение один раз в неделю;
  • находясь на кухне, спросите у ребенка, что вы забыли положить в салат или правильно вы накрыли на стол ?;
  • перед сном, когда вы прочли книгу, скажите ребенку: «Запомни, на какой страничке мы остановились, завтра мы продолжим с этого места», например, 4 строчка сверху, 10 страница;
  • после просмотра мультфильма, задайте вопросы по его содержанию;
  • после уборки можно спросить у ребенка: «Все ли игрушки лежат на своих местах?», переложив одну из них в другое место;
  • придя домой с прогулки, спросите у ребенка, что он сегодня видел на улице.
  1. Развитие мышления:
  • сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия;
  • описывать различные свойства окружающих его предметов;
  • узнавать предметы по заданным признакам;
  • разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков;
  • находить противоположные по значению понятия.
  1. Развитие речи:
  • выполняйте артикуляционную гимнастику;
  • выполняйте упражнения: «Один-много», «Назови ласково», «Какой? Какая? Какие?», «Посчитаем предметы»;
  • составляйте рассказы по картинкам;
  • пересказывайте сказки, мультфильмы.

 

 

 

 

свернуть

Игры и упражнения для развития психических функций в домашних условиях

Зрительное внимание: Игры: «Найди отличия», «Найди два одинаковых предмета», «Найди половинку предмета», «Найди точно такую же картинку или предмет», «Что забыл изобразить художник», «Узнай по силуэту», «Узнавание наложенных и пересекающих (зашумленных) изображений предметов», «Лабиринты».

Слуховое внимание: Игры: «Бывает – не бывает», «Съедобное – несъедобное», «Можно – нельзя», «Да – нет», «Кто внимательный», «Вода, дорога, воздух», «Едем, плаваем, летаем», «Во саду ли, в огороде», «Внимательно слушай и быстро отвечай», «Назови части».

Зрительная память: Игры: «Какого предмета не стало», «Посмотри, запомни и назови», «Повтори, не ошибись», «Кто знает, пусть продолжает», «Что изменилось».

Слуховая память: Игры: «Кто знает, пусть продолжает», «Цепочка слов», «Кто больше запомнит?», «Телефон», «Послушай, запомни и повтори слова», «Запомни и назови пары слов», «Подбери нужное слово», «Кто больше назовет слов, которые подходят к данному слову?», «Внимательно слушай и выполняй»; заучивание потешки, загадки, стихотворения; пересказ сказки, рассказа.

Зрительное восприятие: Величина (пирамидки, стаканчики, «Какой предмет самый большой», «Какой предмет самый маленький», «Высокий – низкий», «Толстый – тонкий», «Длинный – короткий», «Широкий – узкий»); Цвет (4 года – основные цвета; 5 лет – основные и оранжевый, коричневый, голубой, фиолетовый; 6 лет – основные и розовый, светло-зеленый, серый; 7 лет – основные и 8 оттенков и более); Форма (4 года – круг, квадрат, треугольник; 5 лет – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; 6 лет - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, многоугольник) - («Геометрическое лото», «Найди и покажи вершины, стороны, углы», «Какие предметы напоминают по форме» и т.д.).

Пространственная ориентировка: (на себе; другом человеке; расположение предметов по отношению к себе; другому лицу (справа, слева, впереди, сзади и т. д.); на листе бумаги; в тетради в клетку; Временные представления (части суток; времена года; месяцы; дни недели; 6-7 лет знакомство с часами «стрелки, циферблат»).

Слуховое восприятие: (различать тихие и громкие звуки).

Понимание предлогов:(в, на, за, под, над, перед, из, у, с, к, из-за, через, из-под, рядом, между, около).

свернуть